Розовый цвет, Выборг и вайб Юрия Деточкина в криминальной комедии «Геля»

На завершившемся фестивале российского кино «Окно в Европу» состоялась российская премьера нового полнометражного фильма Стаса Иванова, известного по сериалам «ЮЗЗЗ» и «Немцы». KNMN разбирается, как в картине, который выйдет в прокат 21 августа, уживаются экшен, юмор и социальные мотивы

В первой сцене фильма главный герой, дальнобойщик Саня (Илья Малаков), собирает для ещё неродившегося сына кроватку. Свою работу Саня совмещает с угоном машин на заказ: перевозками, судя по всему, много не заработать, приходится крутится. Накануне родов жены герою приходит срочный заказ — угнать «Гелендваген» и привезти его в Выборг.


Неудивительно, что «Геля» открывала фестиваль российского кино «Окно в Европу» в этом году. Большая часть событий здесь происходит на улочках и набережной Выборга. Ради крупного куша Саня соглашается на грязное дело, но попадает в переделку: за машиной установлена слежка, руководит которой капитан Орехов (Антон Васильев). В итоге Саня пускается во все тяжкие, а Орехов… меняет гнев силовика на милость гуманного человека.

Илья Малаков пришел на кинопробы в российско-вьетнамский сериал Стаса Иванова «Высокий сезон» и так понравился режиссеру, что получил главную роль в «Геле»

Илья Малаков пришел на кинопробы в российско-вьетнамский сериал Стаса Иванова «Высокий сезон» и так понравился режиссеру, что получил главную роль в «Геле»

Режиссёр пытается собрать довольно хрупкую конструкцию — криминальную комедию с элементами социальной драмы. «Геля» — ласковый нейминг розово-перламутрового «Гелендвагена», который, как выяснится позднее, набит запрещёнными веществами как небольшая шкатулка драгоценностями. Вокруг тачки вертится карусель из уродов и людей — здесь и полицейские, и несколько группировок бандитов, и простодушный семьянин, который пошёл на дело ради ипотеки.


Только за последние 20-30 лет жанр криминальной комедии оброс клише как старый корабль ракушками и водорослями. История о неудачных угонах и разборках в том или ином виде присутствовала, кажется, везде — от «Большого куша» и «Карт, денег, двух стволов» до «Бумера» и «Жмурок». Стас Иванов вполне это осознаёт, поэтому аккуратно откапывает самые разные жанровые слои. Диалоги в «Геле» приправлены то ли лондонским акцентом, то ли питерским говором. Семейные ценности в одних сценах здорово миксуются с фирменной балабановской хтонью. Правда, всепоглощающая доброта, которую источает рубаха-парень Саня, проникает не в отечественные «Жигули», а в премиальный немецкий автопром — близкий и родной российским «браткам».

Виталий Коваленко также снимался у Стаса Иванова в сериале «Немцы» 

Виталий Коваленко также снимался у Стаса Иванова в сериале «Немцы» 

Стас Иванов собирает новый фильм как пазл с парой загнутых деталей. Выходит то ли оммаж, то ли компиляция (впрочем, существование в эпоху постмодерна с лихвой оправдывает и то, и другое). Звезда «Гели» Илья Малаков изображает новую версию Ивана-дурака из 2025-го. Парень наивно сыпет банальности, но готов сеять добро по поводу и без. Малаков отлично передаёт двойственную натуру персонажа: героя хочется и пожурить, и пожалеть одновременно.


На другой стороне моральной дилеммы Антон Васильев в образе полицейского, не готового играть по правилам системы. Капитан Орехов — редкий для российского кино циник и романтик в одном флаконе. Антон Васильев говорит немного, но метко; актёр больше играет взглядом и телом то, что трудно произнести словами. Дуэт Малакова и Васильева напоминает типовую пару товарищей из американского кино 1970-х.

К криминальной теме режиссер обращался и в сериале «ЮЗЗЗ» про опасную молодость в Ростове-на-Дону

К криминальной теме режиссер обращался и в сериале «ЮЗЗЗ» про опасную молодость в Ростове-на-Дону

Там, где актёры справляются со своими задачи, сценарий пробуксовывает. Как только на экране набирает обороты экшен, из истории пропадают камерность и уют. Начинается вереница драк, перестрелок и погонь, причинно-следственные связи которых иной раз нелегко установить. Многие герои второго плана мелькают в фильме слишком быстро, не успевая раскрыться и напомнить, что они не статисты, а живые люди.


Одно из лучших решений картины — музыкальная тема из мультфильма «Три кота», которая используется во время погонь. Интеграция детской анимации 0+ в криминальный экшен 18+ со стороны выглядит как сочетание несочетаемого, но в случае с «Гелей» работает отменно. Именно напевая детскую песенку, начинаешь и правда верить, что в современной России действительно можно быть одновременно святым и грешником, философом и угонщиком. Почти Юрием Деточкиным XXI века.


В конечном счёте получается фирменная история про «русский авось» в упаковке коммерческого блокбастера. Выглядит стильно, отменно смешит, но душевности всё-таки не достаёт. Примерно как русский человек за рулём немецкого автомобиля — комфортно, не шумит, но не наше, родное. Социальные мотивы у Иванова также мелькают, но всё-таки вскользь — например, тема ипотечного рабства и жизни с родственниками жены.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.


Пусть «Геля» не отличается самобытностью, кино выглядит стильно и содержательно. Даже сам автомобиль превращается в участника событий, будучи недостижимой мечтой о красивой и богатой жизни, окрашенной в цвет «чешуи пескаря». Российские режиссёры нередко блуждают между фестивальным арт-мейнстримом и контентом для широкой аудитории. Кажется, «Геля» — честная попытка найти золотую середину.

 

Поделиться