Для тех, кто не жил в девяностых. Мода на «опасную» декаду в современном российском кино

«Руки вверх», «1993», «Лихие», «Комбинация», «Дети перемен»… В кинотеатрах, в том числе онлайн, продолжают выходить и привлекать всё новых зрителей фильмы и сериалы, эксплуатирующие тему 1990-х с их повышенной турбулентностью и сочетанием свободы и беззакония. Попробуем разобраться, что у них общего и чего им не хватает
Для тех, кто не жил в девяностых. Мода на «опасную» декаду в современном российском кино

Очевидно, обращение к финальному десятилетию прошлого века неизбежно начинается с Алексея Балабанова, который в дилогии «Брат» создавал портрет этого времени, находясь непосредственно в нем. Но речь не о ней, а о черной комедии «Жмурки» (2005), где два бандита с характерными челками валят людей направо и налево, по-детски радуются группе Sparks и к финалу становятся влиятельными уважаемыми людьми. 


Пятью годами позже вышли его же беспросветный «Кочегар» с акустическими переборами гитариста-виртуоза ДиДюЛи в саундтреке, выступающими контрапунктом к происходящему на экране, и «Чужая» Антона Борматова, продюсерский проект Константина Эрнста по книге киевского автора Владимира «Адольфыча» Нестеренко, не понаслышке знающего о мире криминала. Здесь так же неуместно говорить о моде на время, как и в случае с «Бандитским Петербургом» (2000-2007), «Бригадой» (2002) и «Бумером» (2003) — дистанция была еще слишком мала, кинематографисты снимали по горячим следам. Неважно, что они выбирали — романтизацию или горечь интонации; главное, что они обращались к десятилетию, которое было для них совсем рядом.В «Детях перемен» сыграли два молодых актера из «Слова пацана» — Слава Копейкин (на фото) и Лев Зулькарнаев

В «Детях перемен» сыграли два молодых актера из «Слова пацана» — Слава Копейкин (на фото) и Лев Зулькарнаев

Настоящий ревайвал и ренессанс девяностых случился ближе к 2020-м. Именно тогда на российских и международных фестивалях стали получать призы фильмы режиссеров, многие из которых застали это время еще совсем юными. Александр ХантКак Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», 2017), Аня КрайсНашла коса на камень», 2017), Кантемир БалаговТеснота», 2017), Борис АкоповБык», 2019) были в 1990-х детьми или подростками. Впрочем, ни к Дарье Жук Хрусталь», 2018), ни к Анастасии ПальчиковойМаша», 2021) это не относится. Как не относится и и к Александру Велединскому 1993», 2023), к Юрию БыковуЛихие», 2024) и к режиссерскому дуэту Сергея Тарамаева и Любови Львовой Дети перемен», 2024). Что объединяет большинство из этих авторов, кроме стремления рассказать про ушедшее время? 

 

Антураж и визуальность


Многие режиссеры выбирают для погружения в чернушное ретро красочное вырвиглаз-изображение. В роуд-муви Ханта про долгую поездку гопника Витьки Чеснока и его бати Лехи Штыря кислотная картинка напоминает расцветку палехских мастеров в их самом психоделическом изводе. Учитывая почти что сказочную интонацию фильма, эта лубочность выглядит не так уж нелепо. 

 

Актера Игоря Савочкина, сыгравшего в «Быке» вора в законе Моисея, не стало в 2021 году

Актера Игоря Савочкина, сыгравшего в «Быке» вора в законе Моисея, не стало в 2021 году
А вот неоновая палитра «Быка», получившего главные призы на «Кинотавре» и в Карловых Варах, вызвала недоверие многих критиков и зрителей. Впрочем, колористика под Гаспара Ноэ и Николаса Виндинга Рефна и снятые одним кадром сцены не отменяют общего беспросвета. Все слагаемые успеха на месте — суровые мужчины в кожаных куртках, драки стенка на стенку и хороший парень Антон Быков (Юра Борисов), попавший в плохую компанию (а какие тогда еще были?). Фильм заканчивается на новогоднем прощании уставшего Бориса Ельцина — как еще одна криминальная драма про смутное время, сериал «Ненастье» (2018) Сергея Урсуляка по роману Алексея Иванова, намного более убедительный в своей тускловатой цветовой гамме.


То же сочетание глянца и мрака царит в драме «Хрусталь» минчанки Дарьи Жук, эмигрировавшей в подростковом возрасте в США. Главная героиня, диджей Эвелина (Алина Насибуллина), как и Дарья, отчаянно хочет уехать из Белоруссии в Чикаго, на родину хауса, но для получения визы в американском посольстве девушка должна срочно достать липовую справку о работе на заводе. Ради этого она погружается в омут поселка Хрустальный, где ее не ждет ничего хорошего. Ее приятеля-наркомана играет все тот же Юра Борисов, а в небольшой роли татуировщика засветился супруг Насибуллиной Хаски. Несмотря на мизантропические интонации, «Хрусталь» сияет сочными глянцевыми красками, поэтому все приметы времени, от люстр с висюльками и бюстов вождей на дискотеке до аутентичных спортивных костюмов, смотрятся несколько неуместно. Тем более для тех, кто помнит, как российские девяностые выглядели в кино тех лет, снятом на убогую пленку «Свема».

Ситуация с поиском справки с фиктивной работы для американской визы основана не на личном опыте режиссера «Хрусталя» Дарьи Жук, а на истории, которую ей рассказала подруга

Ситуация с поиском справки с фиктивной работы для американской визы основана не на личном опыте режиссера «Хрусталя» Дарьи Жук, а на истории, которую ей рассказала подруга
Счастливая атмосфера бесконечного лета царит в «Маше», получившей приз как лучший дебют на «Кинотавре», хотя в данном случае это не так смущает. В конце концов, в истории юной племянницы (талантливая Полина Гухман) сурового бандитского вожака такую оптику можно списать на восприятие действительности глазами ребенка, не фиксирующегося на жестокости криминального мира взрослых. Правда, создательница фильма Анастасия Пальчикова не обошлась без неона, но уже в финале, когда ее подросшая героиня в исполнении Ани Чиповской поет на сцене дорогой ее сердцу джаз. 


Глянцевая эйфория и пестрый богемный праздник переполняют почти все 100 минут отчасти автобиографических «Клипмейкеров» Григория Константинопольского. Почти — потому что в одной сцене главные герои после очередной бессонной ночи встречают на улице серую толпу угрюмых людей, идущих на работу. Это вторжение реальности в веселый карнавал только подчеркивает, что режиссер прекрасно помнит те годы, но предпочитает рассказывать про них на свой манер.


Конечно, есть и исключения. Получившая приз ФИПРЕССИ в Каннах «Теснота» Кантемира Балагова и «Нашла коса на камень» Анны Крайс отказываются от глянца в пользу темной клаустрофобической атмосферы (правда, второй фильм это не спасает от почти пародийного смакования «свинцовых мерзостей» бытия). С уверенностью можно сказать, что из современных режиссеров ретро про девяностые мог бы прекрасно снять Роман Михайлов, но он предпочитает работать в своем собственном мире/времени. Там, где те же угрюмые бандиты и сумрачные ночные клубы сосуществуют с возможностью сказочного чуда.

 

Типажи


Ничего не поделаешь, самыми яркими героями ретро-картин про 1990-е в основном стали бандиты. Да, время было такое! 
В сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» (снова с Полиной Гухман и Юрой Борисовым в роли ветерана Афгана и главы местной ОПГ) тщательно воспроизведены детали ушедшей эпохи, что не делает его менее пластмассовым. Есть в этой истории взросления и видеокассеты, и спекулянты, и непременные бандиты, однако всё это затмевает фальшь интонации. Впрочем, в качестве иллюстрации песни Монеточки про то, как в девяностые убивали людей, и все бегали абсолютно голые, «МДЖ», наверное, подойдет — это доказывает и лидирующая позиция первого сезона в списке лучших российских сериалов 2020 года. Есть там и яркий отрицательный персонаж — излучающий тихую угрозу криминальный авторитет Зураб Натарович (Зураб Кипшидзе).


А вот «Лихие» Юрия Быкова про киллера Лиховцева, взявшего в помощники сына-подростка, не вызывают почти никаких нареканий. Часто склонный к надрывному обличению российской действительности, на этот раз режиссер снял бойкую криминальную драму, основанную на реальном деле хабаровского бандита Павла Тихомирова и его сына Евгения Демина. Привязка к определенному времени здесь не так важна, как проблемы отцов и детей и бандитские разборки; впрочем, ковры на стенах, спорткостюмы и дискотеки сразу напоминают, какое на экране десятилетие. И, конечно, характерные физиономии, от «Кислого» (Дмитрий Куличков) до лидера ОПГ «Джема» (Артур Иванов) с прической звезды советской эстрады.Юра Борисов в роли диджея-наркомана Алика в «Хрустале»

Юра Борисов в роли диджея-наркомана Алика в «Хрустале»

Особняком стоят безжалостный криминальный авторитет Крестный (Максим Суханов в непривычном образе упыря) в «Маше» и суровый Моисей (Игорь Савочкин) в «Быке». И совсем комичный вор в законе Сергей Михайлович получился в «Детях перемен» у замечательного актера Тимофея Трибунцева, не говоря уж о неубиваемом Бобре из «Клипмейкеров» в исполнении Владимира Епифанцева
Хватает колоритных персонажей всех мастей в удачной экранизации «Generation П» Виктора Гинзбурга (2011) — от кокаиниста Легиона Азадовского (Михаил Ефремов) до уголовника Вовчика Малого (Олег Тактаров). Алексей Серебряков в образе Сергея Мамонтова (Сергея Мавроди) в «Пирамммиде» и Владимир Машков в роли Платона Маковского (Бориса Березовского) в «Олигархе»

Алексей Серебряков в образе Сергея Мамонтова (Сергея Мавроди) в «Пирамммиде» и Владимир Машков в роли Платона Маковского (Бориса Березовского) в «Олигархе»

Из забавных курьезов еще можно вспомнить Алексея Серебрякова в образе создателя финансовой пирамиды «МММ» Олега Мавроди в «Пирамммиде» Эльдара Салаватова (2011) и Владимира Машкова в роли условного Бориса Березовского в «Олигархе» Павла Лунгина (2002) — вот уж действительно неожиданный кастинг.

 

Музыка 


Наверное, и так понятно, чьи именно песни звучат в сериале «Комбинация» и картине «Руки вверх!», но и в других фильмах про «то время» хватает узнаваемых мелодий. Сериал талантливого дуэта Тарамаева и Львовой «Дети перемен» полон музыки. Режиссеры «Зимнего пути», «Черной весны» и «Фишера» сняли очень условную мелодраму о водительнице троллейбуса Флоре (Виктория Исакова) и трех ее сыновьях от разных отцов, где нет места жизнеподобию, зато очень много музыки. Мало того, что лейтмотивом первых серий стала мелодия Сергея Курехина из «Трагедии в стиле рок», а на дне рождения Флоры все отплясывают под «Тучи» «Иванушек International», так еще и одной из сюжетных линий стал взлет и падение плачущей поп-певицы, поющей песню Тани Булановой (нет, ее байопиком тут не пахнет). 

 

Настоящий «концерт по заявкам» звучит в «Ненастье» — от «На-на» и той же «Комбинации» до «Колибри» и «Ногу свело!», а в своих карнавально-праздничных «Клипмейкерах» Григорий Константинопольский воссоздал музыкальные видео, которые лет 30 назад снимал он сам и его друзья Федор Бондарчук и Иван Охлобыстин. В частности, клипы Богдана Титомира и Владимира Преснякова, которого играет его сын Никита.

Богдана Титомира в «Клипмейкерах» сыграл Риналь Мухаметов, известный как пришелец Хэкон в «Притяжении» и «Вторжении» Федора Бондарчука

Богдана Титомира в «Клипмейкерах» сыграл Риналь Мухаметов, известный как пришелец Хэкон в «Притяжении» и «Вторжении» Федора Бондарчука

Музыка не затихает и в драме Александра Велединского «1993» по мотивам романа Сергея Шаргунова. Дочь главного героя, уставшего от жизни работника аварийной службы (Евгений Цыганов), на пике подросткового протеста рубится под Егора Летова и Янку Дягилеву, а в Москву накануне трагических событий у Белого дома и «Останкино» приезжает король попа Майкл Джексон. Почти всамделишный Летов (Александр Ильин-младший) дает концерт в Екатеринбурге 1990-х в так и не вышедшем в российский прокат байопике «Рыжий», а герой Юры Борисова в «Быке» успевает за один вечер побывать на рейве и концерте легендарной группы «Химера» (ее же песня звучит в сцене погрома рынка).

Лидер дальневосточного ОПС «Общак» Джем и его образ, созданный Артуром Ивановым в «Лихих»

Лидер дальневосточного ОПС «Общак» Джем и его образ, созданный Артуром Ивановым в «Лихих»
Иногда режиссеры допускают сознательные анахронизмы – так, в «Мир! Дружба! Жвачка!» с группами «Кино» и «Сектор Газа» соседствует Mujuice, песня под названием «Капитал» в исполнении Богдана Титомира в «Пирамммиде» была написана группой «Ляпис Трубецкой» только в 2006 году а в «Печени, или Истории одного стартапа», трагикомедии о трех школьниках, открывших свой бизнес, можно услышать песню «Монеточки». Да, ту самую.

Шальное и опасное десятилетие с его пьянящим ощущением свободы и растерянности продолжает будоражить российских кинематографистов, но одного только желания не хватает для создания адекватного портрета времени. Дело даже не в работе художника, тщательно продуманном саундтреке и антураже, собранном на барахолках, а в некоем трудноуловимом духе, который веет где хочет и лишь изредка залетает на экраны. 
 

Поделиться