Ретрофутуризм шестидесятых и надоевший супергеройский нарратив в блокбастере «Фантастическая четверка: Первые шаги»

Перед супергероями наших дней стоит задача посложнее, чем спасение мира. Параллельно с ней они должны ещё и возродить заглохший жанр, приносивший когда-то многомиллиардные доходы. KNMN выясняет, способен ли на такой подвиг 37-й по счёту фильм Кинематографической вселенной Marvel

Шестая фаза Marvel начинается в альтернативном Нью-Йорке 1960-х, на Земле 828i, где выдающийся ученый Рид Ричардс (Педро Паскаль) вместе с командой исследователей готовится к запуску экспериментального космического корабля. Вместе с ним — его супруга Сью Сторм (Ванесса Кирби), ее младший брат Джонни (Джозеф Куинн) и лучший друг Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак). Попав под влияние космических лучей, на Землю команда возвращается уже не такой, как прежде. Рид способен растягивать тело, Сью становится невидимой и управляет силовыми полями, Джонни способен превращаться в живой факел, а Бен обретает облик мощного каменного Существа. С новыми силами приходит новая ответственность: четверка героев, прозванная Фантастической, встает на защиту человечества от всевозможных напастей.

Эбон Мосс-Бакрак — первый еврейский актёр, сыгравший еврейского супергероя Бена Гримма/Существо
Эбон Мосс-Бакрак — первый еврейский актёр, сыгравший еврейского супергероя Бена Гримма/Существо

Четыре года спустя, вскоре после того, как Рид и Сью узнают, что ждут ребенка, над планетой нависает опасность вселенских масштабов. Землю посещает таинственный Серебряный сёрфер (Джулия Гарнер) и объявляет, что скоро Землю уничтожит некий Галактус (Ральф Айнесон). Четверка отправляется в космос, чтобы разобраться в происходящем, и узнаёт, что новый злодей — гигантская антропоморфная сущность, питающаяся энергией пожираемых планет. В случае с Землей он готов сделать исключение, если Рид и Сью отдадут ему первенца — ребенок мутантов после рождения будет обладать силой, которая наконец утолит его космический голод. Пойти на это Четверка, конечно же, не готова.

 

«Супермен» Джеймса Ганна, обновляющий киновселенную DC, вышел в тот же месяц, что и «Фантастическая четверка: Первые шаги» Мэтта ШекманаВанда/Вижн»). Оба кинокомикса пытаются оживить супергероику через возвращение к корням (что лишний раз указывает на кризис жанра). Но если Ганн вполне успешно попытался вернуть Кал-элу ребячливый задор и вызвать у зрителей тот же восторг, который когда-то вызывало чтение оригинальных комиксов, то Marvel пошли по более понятному и буквальному пути возвращения к

той эстетике. Она становится не просто фоном, а самостоятельным двигателем восприятия: ретрофутуризм шестидесятых, в духе оригинальных комиксов Стэна Ли и Джека Кирби, проступает везде — от продакшн-дизайна до музыкального оформления и цветокоррекции — и отлично работает на создание ощущения оторванности от текущего контекста киновселенной. Это не только задает запоминающийся визуальный стиль фильму, но и помогает подарить героям новое дыхание: после двух ранних неудачных адаптаций знакомую команду будто «выдёргивают» из старого журнала и наконец делают частью MCU.

Мэтт Шекман снимал фильм с максимальным количеством практических эффектов, используя в качестве вдохновения фильм «2001 год: Космическая одиссея» (1968)
Мэтт Шекман снимал фильм с максимальным количеством практических эффектов, используя в качестве вдохновения фильм «2001 год: Космическая одиссея» (1968)

Marvel продает не столько историю, сколько ощущение — и в этом кроется главная слабость фильма. За выверенной оболочкой скрывается уже надоевший супергеройский нарратив: происхождение (экспозиция-знакомство с героями избито дается через телеролик), командное сближение в борьбе со злом, глобальная угроза и финальный бой с космическим злодеем. Проблема не в предсказуемости — она давно стала частью жанра, — а в том, что внутреннего напряжения здесь почти нет, потому что конфликт существует по инерции.

 

«Первые шаги» читаются как история о семье в широком смысле. Это и сама четверка — отщепенцы в мире обычных людей. И супруги Рид и Сью, которые не всегда могут найти общий язык, но всегда готовы работать над отношениями и над собой (тем более что на подходе — долгожданный сын). И Существо, которое ищет человеческой близости, хотя сомневается в себе из-за внешности (в роли его любовного интереса — хрипловатая чуть менее обычного  Наташа Лионн). Конфликт тоже разрастается на несколько уровней: Фантастик и Невидимка не готовы отдать ребёнка во имя спасения человечества и встречают из-за этого непонимание людей, Факел раскрывает тайну Серебряного серфера и тоже задумывается о самопожертвовании ради семьи. Такое масштабирование ценностей, родительства и долга, — потенциально мощная проблематика. Но из-за угадываемых сюжетных твистов фильму не удаётся разогнаться так, чтобы она действительно сработала.

Педро Паскаль изучал осьминога, чтобы понять, как убедительно показать эластичные конечности Мистера Фантастика
Педро Паскаль изучал осьминога, чтобы понять, как убедительно показать эластичные конечности Мистера Фантастика

Тем удивительнее, что при всей сюжетной ровности команда главных героев получилась довольно яркой. Паскаль в роли Рида Ричардса — находка неочевидная, но удачная: в его исполнении Мистер Фантастик одновременно харизматичен, умен, раним и в меру зануден. Кирби уравновешивает его игру за счет сдержанности и волевого характера её героини. Куинн и Мосс-Бакрак (вместе с очаровательным роботом Гербертом) отвечают за комическое измерение, не теряя при этом в глубине персонажей. Отдельно блистает Гарнер, помогая переосмыслить образ Серебряного сёрфера. Проблема, однако, в том, что найти действиям героев мотивацию, которая вытекает из сюжета, а не берётся с потолка, не всегда получается. То же касается и Галактуса: сперва кажется, что перед нами предстал новый мощный злодей, но дальше характеристики «огромное нечто, летающее по космосу и пожирающее планеты» его развитие почему-то не уходит.

 

Отдельное разочарование — визуальные эффекты. Зрительный аттракцион работает, пока речь идет о ретро — костюмах, титрах и вставках с мультсериалом о главных героях. Как только в кадре растягиваются конечности Паскаля, рушатся здания или меняется мимика ребенка (вполне в духе «Сумерек»), невозможно не думать, что, как и многие последние проекты Marvel, этот собирался в спешке, что не могло не повлиять на качество и сбалансированность зрелищных моментов.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

В итоге «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» вроде бы завлекает формой, но спотыкается о содержание. Marvel удалось создать действительно выразительную стилизацию под ретрофантастику 1960-х, оживить эстетику классических комиксов и органично вплести ее в визуальную ткань MCU. Но за этим стилистическим буйством почти ничего не скрывается: герои интересны, темы заявлены, но история, которая могла бы действительно зацепить, не складывается. В результате получается кино, которое хочется разглядывать, но не особенно хочется пересматривать — красивая открытка из альтернативной реальности, где семейные ценности побеждают космический ужас, но делают это как-то слишком очевидно и безопасно.

Поделиться