Шестая фаза Marvel начинается в альтернативном Нью-Йорке 1960-х, на Земле 828i, где выдающийся ученый Рид Ричардс (Педро Паскаль) вместе с командой исследователей готовится к запуску экспериментального космического корабля. Вместе с ним — его супруга Сью Сторм (Ванесса Кирби), ее младший брат Джонни (Джозеф Куинн) и лучший друг Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак). Попав под влияние космических лучей, на Землю команда возвращается уже не такой, как прежде. Рид способен растягивать тело, Сью становится невидимой и управляет силовыми полями, Джонни способен превращаться в живой факел, а Бен обретает облик мощного каменного Существа. С новыми силами приходит новая ответственность: четверка героев, прозванная Фантастической, встает на защиту человечества от всевозможных напастей.

Четыре года спустя, вскоре после того, как Рид и Сью узнают, что ждут ребенка, над планетой нависает опасность вселенских масштабов. Землю посещает таинственный Серебряный сёрфер (Джулия Гарнер) и объявляет, что скоро Землю уничтожит некий Галактус (Ральф Айнесон). Четверка отправляется в космос, чтобы разобраться в происходящем, и узнаёт, что новый злодей — гигантская антропоморфная сущность, питающаяся энергией пожираемых планет. В случае с Землей он готов сделать исключение, если Рид и Сью отдадут ему первенца — ребенок мутантов после рождения будет обладать силой, которая наконец утолит его космический голод. Пойти на это Четверка, конечно же, не готова.
«Супермен» Джеймса Ганна, обновляющий киновселенную DC, вышел в тот же месяц, что и «Фантастическая четверка: Первые шаги» Мэтта Шекмана («Ванда/Вижн»). Оба кинокомикса пытаются оживить супергероику через возвращение к корням (что лишний раз указывает на кризис жанра). Но если Ганн вполне успешно попытался вернуть Кал-элу ребячливый задор и вызвать у зрителей тот же восторг, который когда-то вызывало чтение оригинальных комиксов, то Marvel пошли по более понятному и буквальному пути возвращения к
той эстетике. Она становится не просто фоном, а самостоятельным двигателем восприятия: ретрофутуризм шестидесятых, в духе оригинальных комиксов Стэна Ли и Джека Кирби, проступает везде — от продакшн-дизайна до музыкального оформления и цветокоррекции — и отлично работает на создание ощущения оторванности от текущего контекста киновселенной. Это не только задает запоминающийся визуальный стиль фильму, но и помогает подарить героям новое дыхание: после двух ранних неудачных адаптаций знакомую команду будто «выдёргивают» из старого журнала и наконец делают частью MCU.

Marvel продает не столько историю, сколько ощущение — и в этом кроется главная слабость фильма. За выверенной оболочкой скрывается уже надоевший супергеройский нарратив: происхождение (экспозиция-знакомство с героями избито дается через телеролик), командное сближение в борьбе со злом, глобальная угроза и финальный бой с космическим злодеем. Проблема не в предсказуемости — она давно стала частью жанра, — а в том, что внутреннего напряжения здесь почти нет, потому что конфликт существует по инерции.
«Первые шаги» читаются как история о семье в широком смысле. Это и сама четверка — отщепенцы в мире обычных людей. И супруги Рид и Сью, которые не всегда могут найти общий язык, но всегда готовы работать над отношениями и над собой (тем более что на подходе — долгожданный сын). И Существо, которое ищет человеческой близости, хотя сомневается в себе из-за внешности (в роли его любовного интереса — хрипловатая чуть менее обычного Наташа Лионн). Конфликт тоже разрастается на несколько уровней: Фантастик и Невидимка не готовы отдать ребёнка во имя спасения человечества и встречают из-за этого непонимание людей, Факел раскрывает тайну Серебряного серфера и тоже задумывается о самопожертвовании ради семьи. Такое масштабирование ценностей, родительства и долга, — потенциально мощная проблематика. Но из-за угадываемых сюжетных твистов фильму не удаётся разогнаться так, чтобы она действительно сработала.

Тем удивительнее, что при всей сюжетной ровности команда главных героев получилась довольно яркой. Паскаль в роли Рида Ричардса — находка неочевидная, но удачная: в его исполнении Мистер Фантастик одновременно харизматичен, умен, раним и в меру зануден. Кирби уравновешивает его игру за счет сдержанности и волевого характера её героини. Куинн и Мосс-Бакрак (вместе с очаровательным роботом Гербертом) отвечают за комическое измерение, не теряя при этом в глубине персонажей. Отдельно блистает Гарнер, помогая переосмыслить образ Серебряного сёрфера. Проблема, однако, в том, что найти действиям героев мотивацию, которая вытекает из сюжета, а не берётся с потолка, не всегда получается. То же касается и Галактуса: сперва кажется, что перед нами предстал новый мощный злодей, но дальше характеристики «огромное нечто, летающее по космосу и пожирающее планеты» его развитие почему-то не уходит.
Отдельное разочарование — визуальные эффекты. Зрительный аттракцион работает, пока речь идет о ретро — костюмах, титрах и вставках с мультсериалом о главных героях. Как только в кадре растягиваются конечности Паскаля, рушатся здания или меняется мимика ребенка (вполне в духе «Сумерек»), невозможно не думать, что, как и многие последние проекты Marvel, этот собирался в спешке, что не могло не повлиять на качество и сбалансированность зрелищных моментов.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
В итоге «Фантастическая четвёрка: Первые шаги» вроде бы завлекает формой, но спотыкается о содержание. Marvel удалось создать действительно выразительную стилизацию под ретрофантастику 1960-х, оживить эстетику классических комиксов и органично вплести ее в визуальную ткань MCU. Но за этим стилистическим буйством почти ничего не скрывается: герои интересны, темы заявлены, но история, которая могла бы действительно зацепить, не складывается. В результате получается кино, которое хочется разглядывать, но не особенно хочется пересматривать — красивая открытка из альтернативной реальности, где семейные ценности побеждают космический ужас, но делают это как-то слишком очевидно и безопасно.