Клэр (Милли Брэйди) — одна из участниц серии испытаний экспериментального лекарства. Вместе с шестью другими добровольцами ее на несколько дней запирают в лаборатории. Вскоре Клэр обнаруживает, что вся группа страдает от бессонницы, а незадолго до окончания эксперимента соседка Клэр внезапно погибает, в судорогах захлебнувшись собственной кровью. После этого лаборатория на 24 часа автоматически закрывается на карантин, а подопытные узнают, что им необходимо любой ценой не засыпать — иначе их ждет неминуемая смерть. Проблема в том, что из-за депривации сна у команды начинаются галлюцинации, а в условиях паники и паранойи грань между реальной и воображаемой угрозой становится неразличимой.
«Клаустрофобы: Инсомния» ирландца Иэна Ханта-Даффи — хороший пример того, как с помощью минимальных средств получить максимум эффекта. Хотя в сюжете задействовано лишь восемь персонажей, а действие разворачивается в однообразных декорациях, фильм не только держит бодрый темп, но и до краев наполнен выверенным саспенсом. По задумке «Инсомния» напоминает европейские триллеры 2000-х вроде «Экзамена» или «Ямы». В центре внимания здесь — психологический эффект от депривации сна, раскрываемый за счет грамотного сценария, хорошей актерской игры и умело нагнетаемого саспенса.
Что касается первого из этих компонентов, то сценарий в «Инсомнии», при всей прямолинейности, работает исправно, сдвигаясь от смутного беспокойства к нарастающей тревоге и затем уже к откровенному безумию. Никаких сложных конспирологических теорий здесь не предлагают, радикальных твистов тоже можно не ждать, и даже призраки здесь — не более чем игра травмированного воображения. «Инсомния» выстроена как триллер о выживании в малой группе, которая должна сотрудничать вопреки взаимному недоверию. Наглухо запертые двери, недостаток стимуляторов для бодрости, подозрительные записки — сценарий раз за разом подкидывает героям новые задачки, увеличивая пропасть между теми, кто поддается паранойе, и теми, кто старается сохранить рассудок. Так что после спокойной первой трети поток событий нарастает, не сбавляя резвый темп вплоть до финала.
Выверенная динамика дополняется слаженной работой актерского ансамбля. За исключением Поллианны Макинтош, в касте нет громких имен, однако Милли Брэйди и Акшай Кумар выдают вполне приличный перфоманс, на котором держится львиная доля напряжения в фильме. Остальные герои здесь остаются на втором плане, однако в нужный момент задействованы хотя бы в одной сюжетно важной сцене. Лишних людей в «Инсомнии» нет, пусть даже почти все персонажи получились шаблонными: тут важна не глубина их проработки, а конфликт в команде, усиленный отдельными чертами характера. Правда, главной звезде Макинтош досталось прискорбно мало экранного времени — и всего одна по-настоящему яркая сцена под конец фильма.
Впрочем, эту недоработку легко простить хотя бы потому, что «Инсомния» во многом состоит из ярких эпизодов. Особо стоит отметить работу с освещением и цветовой гаммой. Спокойные бирюзово-белые стены в начале фильма плавно превращаются в зловещие черно-синие пустоты, а изредка все заливает слепящая огненная краснота. За счет аккуратной игры с ракурсами и углами обзора земля порой уходит из-под ног, подчеркивая потерянность людей, блуждающих по коридорам. Но главная ставка сделана все же не на искаженность восприятия пространства, а на гнев и паранойю, вызванные беспомощностью героев. Саспенс нагнетается по нарастающей, и, пожалуй, именно это, поначалу еле заметное, но неуклонное соскальзывание от нервозности к ярости впечатляет в «Инсомнии» сильнее всего. За эту тщательно выдержанную атмосферу легко простить даже неувязку с побегом Клэр в финале — способ выбраться девушка придумала логичный, но не очень убедительный.
Так что если вы соскучились по камерным, но стильным и динамичным триллерам, то «Инсомния» вполне может восполнить недостаток саспенса. Ничего сногсшибательного в фильме нет, но сумма привычных частей здесь дала нечто большее, чем проходной фильм.