Путь к успеху
Встреча с Антоном Чигуром, ангелом смерти с пневматическим пистолетом и комичной прической из «Старикам тут не место», обычно не предполагала ничего хорошего. Но безымянный рыжий паренек на велосипеде, сказавший ему «мистер, у вас из руки кость торчит», удивительным образом остался в живых. Мрачный неовестерн братьев Коэн по роману современного классика Кормака Маккарти стал для 18-летнего Калеба Лэндри Джонса трамплином в мир большого кино. Затем были краткие появления в культовом сериале «Во все тяжкие» и финчеровской «Социальной сети», однако по-настоящему важным стартом в череде ярких и оригинальных ролей стал мокументари-хоррор «Последнее изгнание дьявола». Персонаж Калеба, обитатель южной глубинки, с такой убедительностью советует съемочной группе валить туда, откуда они приехали, что его запоминаешь даже больше, чем закономерный для жанра безрадостный финал. С этого момента колеса и шестеренки механизма, везущего юного актера к славе, завертелись с бешеной скоростью, и Калеб решил переехать в Лос-Анджелес и покорять Голливуд.
Болезненно худой рыжий юнец, выросший в творческой семье в пригороде Далласа, стал с завидной периодичностью мелькать во второстепенных ролях в самых разных картинах — например, в дорогом кинокомиксе («Люди Икс: Первый класс»), стандартном «крутом экшене» («Контрабанда» Бальтасара Кормакура) и романтическом вампирском фэнтези («Византия» Нила Джордана). Но первая скрипка досталась ему всё же в артхаусном кино.
В фантастическом боди-хорроре «Антивирус», дебюте сына Дэвида Кроненберга, он колет себе в вену вирусы знаменитостей, ставшие вдруг чрезвычайно модными, и чахнет день ото дня. Сеттинг — будущее, где особым шиком стало покупать бациллы звезд — стал поводом для сатирического высказывания о настоящем. Как и зомби-апокалипсис в последнем на сегодняшний день фильме Джима Джармуша «Мертвые не умирают», где у Джонса была небольшая роль гика.
Расисты, психи и просто плохие парни
Список режиссеров, с которыми он успел поработать, впечатляет — Джармуш, братья Коэн, Макдона и Сэфди, Шон Бэйкер. Наконец, кумир актера Дэвид Линч пригласил его в третий сезон «Твин Пикс». При этом большинство персонажей, которых ему довелось играть, откровенно неприятны. Оскароносный фильм Мартина Макдоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», где у Калеба редкий положительный образ рекламщика, награжденного за доброту множественными ожогами, в особом представлении не нуждается. А вот ироничный, кровавый и довольно бестолковый бадди-муви «Война против всех» его брата Джона Майкла Макдоны, снятый на пару лет раньше, многими благополучно забыт.
А там есть на что посмотреть — Калеб играет отвратительного подельника главного злодея с опасной бритвой в руках, которому герой Александра Скарсгарда сначала выбивает глаз, а затем пускает пулю в пах. Чуть позже Джонс снялся в еще одном фильме старшего Макдоны, притче «Прощенный» о малоприятных богачах, отдыхающих в Марокко.

Не менее омерзителен сыгранный им юный расист Леон в «Божьем кармане», криминальной драме с одной из последних ролей Филипа Сеймура Хоффмана (не лишним будет добавить, что фильм начинается с похорон этого самого Леона). Или еще один расист, желающий жить в теле афроамериканца, в сатирическом хорроре «Прочь» Джордана Пила. Или гадкий шурин героя Тома Круза в экшене «Сделано в Америке» (он даже показал звезде Голливуда средний палец и пригрозил его семье, за что тут же и поплатился).
Или Илья Леонтьев, наркоман и поклонник блэк-проекта Burzum, из «Бог знает что» братьев Сэфди, живущий на улице и измывающийся над подружкой вплоть до своей бесславной кончины. Для этой роли он действительно вел жизнь бездомного на улицах Нью-Йорка, но от уколов героина воздержался – Малкольм Макдауэлл, с которым он работал в «Антивирусе», объяснил ему: «Тебе не надо этого дерьма. Просто будь актером».

Отдельного упоминания заслуживает «Нитрам», байопик массового убийцы, перестрелявшего 35 человек на австралийском острове Тасмания – за эту роль актер получил приз в Каннах (выйдя на сцену, он признался, что сейчас его вырвет от волнения). Фильм режиссера «Сноутауна» Джастина Курзеля нельзя назвать безусловно удачным, но главный герой одновременно отталкивает и завораживает — как экзотическое насекомое.
Как говорит сам Джонс, играть плохих парней интересней, чем хороших. К тому же, как он признается, изображать их с пугающей достоверностью ему помогают разные темные мысли и тяга к саморазрушению. Надо просто направлять всё это в нужное артистическое русло. Ясно одно — благодаря излучаемой им нервной энергии даже самая рядовая сцена надолго остается в памяти.
От ударника-эпилептика до голоса робота
Роль мутанта Банши в фильме Marvel стала единственным заходом Джонса на территорию блокбастеров. А количество артхаусных картин, в которых он принял участие, растет. Одна из них — ретро-драма «Совсем низко» о взаимоотношениях отца (Джон Хоукс), джазового пианиста и героинового наркомана Джо Олбани, и его дочки-подростка (Эль Фаннинг). Фильм снят по мемуарам подросшей дочери Эми-Джо и, несмотря на некоторую сюжетную предсказуемость, радует старомодной зернистостью картинки в духе кино 70-х и отменным актерским составом. Хороши там все, от Фли и Питера Динклэйджа до Билли Драго и собственно Калеба Джонса в образе парня главной героини, ударника рок-группы, страдающего эпилепсией. Фли, кстати, выступил одним из продюсеров картины вместе с коллегой по RHCP Энтони Кидисом.
Другой малоизвестный проект Джонса — «Кто в пятницу родился», арт-драма, снятая монтажером поздних фильмов Терренса Малика. Главная роль паренька, покинувшего стены сиротского приюта, совершившего преступление и влюбившегося в девушку из хорошей семьи, досталась Таю Шеридану, а Калеб с вкрадчивой интенсивностью сыграл его друга и подельника. Забавно, насколько режиссер Эй. Джей. Эдвардс усвоил уроки, полученные на съемках «К чуду» и «Рыцаря кубков» — порой из-за подвижной камеры, частой смены линз и необычных ракурсов кажется, что смотришь фильм Малика, только без характерного закадрового текста.
Впрочем, не Маликом единым. Претенциозная камерная драма «на троих» «Добро пожаловать, незнакомец», где Джонсу составили компанию Райли Кио и Эбби Ли («Неоновый демон»), явно снята под сильным влиянием Линча. А грохочущий военный экшен «Форпост» про защиту американскими солдатами базы в Афганистане напоминает «Чёрного ястреба» и дает актеру редкий шанс блеснуть в роли вояки со сложным характером, который героически ведет себя под шквальным огнем. Картина примечательна еще и тем, что в ней снялись сразу три звездных отпрыска — Скотт Иствуд, Майло Гибсон и Джеймс Джаггер.
Особняком стоит мамблкор-комедия «Тайрел», над картинкой которой постарался оператор Карлоса Рейгадаса. Главный герой по имени Тайлер (один из гостей случайно коверкает его имя) оказывается единственным афроамериканцем на загородной вечеринке, совпавшей с инаугурацией Дональда Трампа. Тут Джонс веселится до упаду вместе с Кристофером Эбботтом и Майклом Сера, а бедный интроверт Тайлер (Джейсон Митчел) погружается в пучину дискомфорта. Режиссер картины Себастьян Сильва вообще знает толк в изображении тревожных выездов на природу (см. «Магия, магия»).
В трогательном камерном сайфае «Финч» Калеб озвучил робота, единственного компаньона героя Тома Хэнкса. И, конечно, не будем забывать о яркой роли главаря собачьей мафии, инвалида-кроссдрессера в недорогой, но оригинальной криминальной драме Люка Бессона «Догмен». Режиссеру так понравилось, как Калеб сыграл (и спел «Лили Марлен»), что он позвал его в свой новый проект «Дракула: История любви».
Песня жить помогает
К слову о песнях — музыка изначально была для Калеба Лэндри Джонса на первом месте. Он играл экспериментальный фолк в группе Robert Jones, а одна из его первых телеролей — ударник метал-группы Crucifictorious в сериале «Огни ночной пятницы». Съемки в кино не отвлекают его от музыкальных экзерсисов и по сей день — благодаря совету Джима Джармуша он обратился к нью-йоркскому лейблу Sacred Bones, который, помимо прочих, выпускает проект Джармуша SQRL, альбомы Дэвида Линча и Джона Карпентера и много другой интересной музыки в диапазоне от фолка до постпанка и экспериментального металла.
На сегодняшний день на лейбле вышло уже восемь альбомов Джонса с нетривиальным психоделическим роком и барочным попом в духе поздних The Beatles, Фрэнка Заппы и Сида Баррета. Впрочем, в альбоме “Hey Gary, Hey Dawn” можно услышать отголоски гранджа и панка. Калеб сам играет почти на всех инструментах, пишет музыку в свободные часы во время съемок, рисует обложки пластинок и даже умудряется давать концерты. Похоже, что с направлением энергии в нужное русло у Джонса всё в полном порядке. Поклонникам его таланта остается только ждать новых ролей и альбомов. И, разумеется, пожелать ему крепкого техасского здоровья.