Что такое VR-кино?

Что такое VR-кино?
VR и видео 360° упоминаются в сфере кино все чаще: специалисты прочат новейшей технологии статус «кинематографа будущего». Михаил Моркин посетил недельный курс Московской школы кино «Интенсив VR-кино» - первую в России краткосрочную учебную программу о съемках «виртуальной реальности», чтобы познакомить читателей с процессом создания фильмов с эффектом присутствия.

VR в кино

За двадцать пять лет, прошедших со времен футуристического

«Газонокосильщика», наивные представления о VR кардинальным образом переменились. Кажется, сегодня мы ближе к сайфаю Стивена Спилберга 

«Первому игроку приготовиться», премьера которого намечена на 2018 год, чем к архаичному триллеру об опасных играх с виртуальной реальностью. VR вышел на потребительский рынок и активно развивается: с появлением виртуальных очков вроде Oculus Rift и HTC Vive и требующих смартфонов шлемов типа Samsung Gear VR или Google Cardboard технология расширяется, как и сфера ее применения.

Увидев потенциал платформы, разработчики приступили к созданию контента для этих девайсов; не остались в стороне и кинематографисты. Так, обладатель премии «Оскар» Алехандро Гонсалес Иньярриту представил гостям юбилейного Каннского кинофестиваля 7-минутную инсталляцию о мексиканских беженцах-нелегалах под названием

«Плоть и песок», а автор хоррора «Зеркала» Александр Ажа специально к Хэллоуину готовит для зрителей страшный подарок – сериал

Campfire

Creepers, который будет доступен на платформе Oculus Store. Даже Джеймс Кэмерон не прочь включиться в гонку по развитию VR: режиссер посетовал, что сиквелы «Аватара» не оставляют ему времени, иначе бы он вывел технологии на новый уровень.

Киномаркетологи также широко используют технологию в создании «VR-experience» видео для продвижения больших голливудских картин вроде «Дюнкерка», «Марсианина», «Изгоя-один», а также хорроров «Заклятие 2», «Чужой: Завет», «Проклятие Аннабель: Зарождение зла» и «Оно». В России таким образом представляли космический блокбастер «Время первых» Дмитрия Киселева.

VR-промо фильма «Чужой: Завет»

VR-промо фильма «Дюнкерк»

Преобразование видеоконтента

Несмотря на то, что VR-технологии получают все большее распространение, многие пользователи привычно пугаются загадочных терминов. Попробуем объяснить, что же такое VR и какие устройства позволяют с головой окунуться в виртуальный мир.

На самом деле понятия «видео 360°» и «VR» часто используются взаимозаменяемо, но это не совсем одно и то же. Видео 360° ­– это обычные панорамные изображения, позволяющие зрителю, оставаясь на месте, поворачивать голову и осматриваться вокруг. При этом полную свободу действия в виртуальных мирах предоставляют лишь VR-экспириенсы.

Полноценно посмотреть VR-видео и играть в VR-игры можно с помощью дорогих Oculus Rift, HTC Vive и Sony PlayStation VR, которые работают в связке с мощными компьютерами (или, как в последнем случае, с Sony PlayStation 4), но также существуют и более доступные варианты вроде очков Samsung Gear VR, Google Cardboard или Google Daydream, в которые вставляется смартфон.

VR-фильм «Историческое отделение Сберегательных касс»

Студенты первого в России интенсива по VR-кино получили возможность опробовать некоторые из устройств на практике, научиться создавать видео в самом актуальном формате современности и пообщаться с ведущими специалистами в данной области.

По мнению директора МШК Екатерины Черкес-Заде, VR открывает совершенно новые возможности для всех, кто занимается производством видеоконтента в любом формате – от анимации до полнометражных фильмов, от рекламы до сериалов.

«Это новый «голубой океан»! Мы рады предоставить нашим студентам возможность со школьной скамьи осваивать этот новый формат на практике», - уверена она.

Возможности для эксперимента

МШК не впервые работает с VR – на прошедшем летом Московском международном кинофестивале студенты и выпускники школы представили свои учебные работы в программе Russian VR Seasons*, в которых адаптировали технологию для разных жанров: от комедии и драмы до перформансов и дока. Эти проекты участвовали в зарубежных VR-фестивалях и были представлены в рамках программы NEXT кинорынка Marche du film Каннского фестиваля.

Составителем программы и преподавателем июльского интенсива стал один из пионеров VR-движения в России – Георгий Молодцов – режиссер, продюсер и куратор многих российских и зарубежных фестивальных VR-программ. Впервые Молодцов столкнулся с виртуальной реальностью в павильоне New Frontier на фестивале «Сандэнс» несколько лет назад, и был поражен творческими возможностями технологии.

Среди слушателей программ оказались продюсеры, специалисты по компьютерной графике, операторы и студенты-режиссеры, а также люди никак не связанные с кинопроизводством. Ведущие специалисты представили студентами успешные VR-кейсы в разных жанрах: игровом, социальном и документальном видео, анимации, маркетинге и корпоративном сегменте.

Режиссер одного из учебных фильмов «В кругу семьи» Линара Багаутдинова рассказала, что наибольшим спросом технология VR сейчас пользуется в рекламе, а вот игровых фильмов не хватает. Самое время снимать VR-ролики и отправлять их на фестивали – серьезную конкуренцию они вряд ли встретят, а вот возможности для экспериментов практически неограниченные.

VR-промо фильма «Время первых»

Новый опыт на практике

Разумеется, невозможно изучать «кинематограф будущего» лишь в теории: итогом недельного курса стал собственный фильм, снятый с помощью смартфона Samsung S8 и камеры Samsung Gear 360, которая является одним из самых доступных устройств работы с видео 360°.

Создание роликов такого формата сопровождается множеством трудностей и нюансов, которые необходимо учитывать для того, чтобы и картинка, и звук, и цвет складывались в единое целое – премудростями и подробностями этой науки профессионалы поделились со студентами в рамках интенсива.

За относительно короткий срок слушатели узнали, что автор должен развивать в себе пространственное мышление, чтобы правильно направлять внимание зрителя, не допуская досадных ляпов. Например, видео 360° «любит» точку зрения близкую к действию и отлично передает ощущения, которые сложно получить в реальности – полеты, экскурсии по МКС или прыжки с парашютом.

Специалисты не советуют имитировать съемку от первого лица (резкие повороты камеры сбивают с толку и раздражают) или  перегружать смотрящего информацией:  если «на экране» будет происходить слишком много событий, то зритель попросту потеряет нить повествования или будет смотреть не туда, куда нужно.

VR-контент рассказывает историю с точки зрения смотрящего, поэтому нужно выбрать такой ракурс, который поможет зрителям «осознать» себя в кадре. К сожалению, возможности монтажа в съемке очень ограничены, поэтому наиболее выигрышным и наименее энергозатратным вариантом являются кадры, снятые с воздуха и таймлапсы.

С первого раза понять и учесть все рекомендации, разумеется, почти невозможно, но даже небольшой практический опыт работы с видео 360° позволяет интуитивно уловить его внутреннюю логику и понять, в каком направлении может развиваться данная сфера и каким образом применить полученные знания.

 

Поделиться