Сначала небольшая историческая справка. Всё началось в далеком 1968 году. Джимми Пейдж, талантливый молодой гитарист, сессионно игравший со всеми знаковыми английскими рок-музыкантами, кроме The Beatles, стал полноправным участником The Yardbirds в 1966-м. Через два года он понял, что ему тесновато в коллективе, и загорелся идеей собственной группы. На примете уже был басист-виртуоз Джон Пол Джонс, с которым они нашли общий язык, сыграв в песне Ширли Бэсси «Goldfinger» для одноименного фильма «бондианы». Чуть позже нашлись ударник Джон Бонэм и вокалист группы Obs-Tweedle Роберт Плант, и рок-квартет, тогда еще под названием The New Yardbirds, был укомплектован. Остальное уже легенда.
Режиссер Бернард Макмэйхон и соавтор сценария Эллисон Макгурти понимали, что сильно рискуют, потратив 10 месяцев на подготовку к фильму про Led Zeppelin, но не заручившись согласием её бывших участников. Музыканты почти всегда отказывались от интервью, однако Пейдж на удивление легко назначил встречу. В ноябре 2017 года он пришел в лондонский отель с пакетами своих старых дневников, провел с режиссером семь часов с перерывом на чаепитие, слушая идеи для фильма и экзаменуя его по истории группы, и дал добро. Было только одно условие — Макмэйхону надо уговорить остальных участников.
У режиссера и сценариста это получилось — Плант оказался большим поклонником их серии документалок «American Epic» о первых записях блюза и кантри в Америке 1920-х, в том числе сыгранных каджунамиi и мексиканцами. Джонс сначала отказался, но по совету Макмэйхона посмотрел первые 15 минут одной из документалок («если вы не захотите с нами после этого говорить, мы вас больше не побеспокоим») и перезвонил с согласием. В итоге, помимо ураганных лайвов, архивных фото и старых афиш, ради которых Макмэйхону пришлось поколесить по Великобритании и Америке, имеются и говорящие головы красиво состарившихся музыкантов. Там есть, что послушать.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Джон Пол Джонс рассказывает, как прогрессивный священник позволил ему играть на органе в церкви. Роберт Плант признается, что жена Бонэма всегда считала его дурным влиянием на мужа, и вспоминает, как пошел против воли родителей, выбравших ему карьеру бухгалтера. Джимми Пейдж показывает съемочной группе их репетиционную базу на бывшей лодочной станции на Темзе, в деревушке Пэнгборн, где, кроме него, родились поэт Д.Г. Лоуренс и автор «Ветра в ивах» Кеннет Грэм. Пожалуй, самая трогательная сцена — где Плант и Пейдж (правда, порознь) впервые смотрят видео собственного концерта на фестивале в Бате в 1969 году. Единственный покойный участник группы Бонэм незримо присутствует в виде голоса из найденного эксклюзивного интервью для радио.
Поклонники группы могут остаться разочарованы тем, что фильм заканчивается на самом интересном месте. Led Zeppelin возвращаются домой из успешного тура по США вместе с Vanilla Fudge и добиваются триумфа на родине — их приглашают как хедлайнеров на концерт в «Роял Альберт Холле». За кадром остается вся дальнейшая, часто скандальная слава — увлечение Пейджа идеями Алистера Кроули, секс и наркотики, смерть Бонэма, захлебнувшегося рвотой в 1980-м. Чего уж там, даже песни “Stairway to Heaven” и “Kashmir” так и не прозвучали. Однако это было сознательное решение режиссера поставить точку именно когда музыканты добиваются своей мечты. В том, что они зовут на лондонский концерт родителей, которые верили в них (или не совсем) с самого детства, видится замыкание круга.
Но главное, чего «Становясь Led Zeppelin» добивается — передает мощь группы как концертного коллектива, причем режиссер не прерывает песни, как делают во многих музыкальных доках, давая им доиграть до конца. Лайвы вводят в транс исступленным вокалом Планта, отчетливым басовым рисунком Джонса и вколачивающим в пол звуком ударных Бонэма.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Но царит там, конечно, Пейдж. В его утяжеленных сочных блюз-риффах слышится музыка из будущего, сразу несколько поколений музыкантов, которые придут следом — от Слэша из Guns N’ Roses, Тома Морелло из Rage Against the Machine и Пейджа Хэмилтона из Helmet до Такэси из японцев Boris. Пейджу же принадлежат и финальные мотивационные слова фильма — надо просто стараться делать то, что ты делаешь, усердно работать, и тогда всё у вас получится. Да, наверное, но ещё пригодится чуть-чуть удачи и много таланта.