Канны-2025: Эль Фаннинг в скандинавской семейной драме, а Джоди Фостер снова говорит по-французски

Финальный отрезок киносмотра вместил в себя немало как новых фаворитов на награды, так и проверенных временем призёров (Триер, братья Дарденн). KNMN рассказывает о премьерах с набережной Круазетт
Канны-2025: Эль Фаннинг в скандинавской семейной драме, а Джоди Фостер снова говорит по-французски

После премьеры «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера сразу стало понятно, что норвежский режиссёр с фестиваля без наград не уедет. Фильм рассказывает о семействе Бергов. После смерти матери двум сёстрам, театральной актрисе Норе (Ренате Реинсве) и историку-исследователю Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеас), приходится снова встретиться с отцом, режиссёром Густавом (Стеллан Скарсгард), который давно ушел из семьи: тот не только должен распорядиться имуществом, но и планирует снять в семейном доме проект о своей матери. На главную роль Густав зовет Нору, но та из принципа отказывается — слишком велика боль обиды за прошлое. Тогда её место занимает голливудская старлетка Рэйчел (Эль Фаннинг).

Эль Фаннинг появилась на пресс-конференции в футболке с надписью «Лето Йоакима Триера». Это отсылка к недавнему выступлению Charli XCX на фестивале Coachella, где поп-звезда упомянула норвежского режиссёра в числе других артистов, которые будут греметь этим летом. Кстати, для Фаннинг «Сентиментальная ценность» стала вторым неанглоязычным фильмом после «Вавилона» Алехандро Гонсалеса Инъярриту 2006 года
Эль Фаннинг появилась на пресс-конференции в футболке с надписью «Лето Йоакима Триера». Это отсылка к недавнему выступлению Charli XCX на фестивале Coachella, где поп-звезда упомянула норвежского режиссёра в числе других артистов, которые будут греметь этим летом. Кстати, для Фаннинг «Сентиментальная ценность» стала вторым неанглоязычным фильмом после «Вавилона» Алехандро Гонсалеса Инъярриту 2006 года

«Сентиментальную ценность» можно легко назвать духовным преемником «Худшего человека на свете» — популярной у молодежи ленте Триера тоже с Реинсве в главной роли (актёрский приз Канн в 2021 году). Героиня Реинсве заметно повзрослела, а личная драма превратилась в драму семейную — с одной стороны, об отношениях отца и дочери, с другой — об отношениях двух крайне разных сестер. Чувствуется, что в рамках дилогии с Реинсве рука постановщика окрепла, темы стали сложнее, проект подрос. На премьере картина сорвала 19-минутные овации — это ли не знак, что, даже если жюри фильм не отметит, публику он явно равнодушной не оставил?

Джошу О’Коннору пришлось пропустить премьеру одного из своих фильмов из-за съёмок в новом фильме Стивена Спилберга. Перед началом «Гения» один из зрителей крикнул «Мы любим тебя, Джош». Не осталась без поддержки и Алана Хаим, сыгравшая роль его жены — премьеру посетили её сёстры Даниэль и Эсте из группы HAIM
Джошу О’Коннору пришлось пропустить премьеру одного из своих фильмов из-за съёмок в новом фильме Стивена Спилберга. Перед началом «Гения» один из зрителей крикнул «Мы любим тебя, Джош». Не осталась без поддержки и Алана Хаим, сыгравшая роль его жены — премьеру посетили её сёстры Даниэль и Эсте из группы HAIM

Джош О’КоннорХимера») появился сразу в двух фильмах основного конкурса: трогательной, но типовой квир-мелодраме «История звука» и атмосферном «Вдохновителе» Келли Райхардт. «Вдохновитель» (или же «Гений») рассказывает историю Джеймса — в меру безалаберного отца и супруга, который после ухода из колледжа искусства так и сидит без работы. Незаконченное высшее дало ему понимание прекрасного — и позволило придумать план ограбления музея абстрактной живописи. Название у фильма довольно ироничное: план Джеймса проваливается с самого начала, а под конец ему приходится прятаться от полиции по разным штатам. «Вдохновителя» хочется сравнивать с «Химерой» Аличе Рорвахер: обе ленты представляют жанр «Джош О’Коннор томно ворует произведения искусства». Что до фильмографии конкретно Райхардт — кажется, она сняла свой самый наполненный экшеном фильм за последнее время, не потеряв при этом атмосферности.

Перед съёмками «Молодых матерей» пятеро актрис-подростков тщательно репетировали сцены с куклами. Но когда на площадку привезли настоящих детей, пришлось импровизировать
Перед съёмками «Молодых матерей» пятеро актрис-подростков тщательно репетировали сцены с куклами. Но когда на площадку привезли настоящих детей, пришлось импровизировать

Себе в этом году не изменили и братья Жан-Пьер и Люк Дарденны — дуэт бельгийских постановщиков, специализирующийся на суровых социальных драмах («Сын», «Розетта»). В «Молодых матерях» в центре внимания оказываются несколько (спойлер!) молодых матерей, которым по разным причинам пришлось оказаться в специальном шелтере. Кто-то не в состоянии самостоятельно отказаться от наркотиков, кто-то и сама сирота и в одиночку не может справиться с ребенком, кто-то ищет психологической помощи и компании — словом, в одной картине собраны примерно все остросоциальные проблемы одной группы населения и все проблемы, с которыми только может столкнуться молодая мама. Как часто бывает с последними проектами Дарденнов, новый кажется еще одним идеальным упражнением в жанре и, безусловно, важным высказыванием по теме, которое, впрочем, не вызывает почти никакого эмоционального отклика. С таким же успехом можно было бы посмотреть «Беременна в 16».

Свободно владеющая французским языком Фостер последний раз снималась во французском фильме почти 20 лет назад — в военной романтической драме «Долгая помолвка» Жан-Пьера Жене
Свободно владеющая французским языком Фостер последний раз снималась во французском фильме почти 20 лет назад — в военной романтической драме «Долгая помолвка» Жан-Пьера Жене

Двумя жемчужинками финальных дней стали «Частная жизнь» Ребекки Злотовски и «Прости, детка» Евы Виктор. В первом психоаналитик Лилиан (Джоди Фостер), ведущая частную практику, узнаёт, что ее клиентка покончила жизнь самоубийством. Появление дочери покойной в кабинете заставляет героиню задуматься, не было ли самоубийство подстроено. Разобраться в деле Лилиан решает сама — и привлекает к расследованию бывшего мужа. Среди заумного фестивального кино увидеть «Частную жизнь» — событие приятное. Фильм не пытается строить из себя слишком сложный детективный триллер, а просто играет по известным правилам, держа уровень напряжения на нужной отметке. Отдельное удовольствие — Фостер, говорящая на французском.

Стендапщица Ева Виктор, поставившая свой собственный сценарий и исполнившая главную роль в «Прости, детка», больше известна по роли в сериале «Миллиарды» и видеороликам в соцсетях
Стендапщица Ева Виктор, поставившая свой собственный сценарий и исполнившая главную роль в «Прости, детка», больше известна по роли в сериале «Миллиарды» и видеороликам в соцсетях

После отличного приема на «Сандэнсе» Ева Виктор привезла свой дебют «Прости, детка» в каннский «Двухнедельник режиссеров». История следует за Агнес — преподавательницей литературы в небольшом американском университете. Приезд давней подруги заставляет ее снова вспомнить травматичное событие прошлого — сексуализированное насилие со стороны преподавателя и наставника. Картина строится в нехронологическом порядке и знакомит с прошлым Агнес постепенно. На фоне похожих фильмов этот выделяет то, что Виктор (которая сыграла там же главную роль) не просто рисует портрет человека, пережившего ужасный опыт, но делает это с уместным юмором. Поэтому жанрово «Прости, детка» постоянно хочется назвать комедией, что для кино на такую тематику редкость.

Поделиться