После премьеры «Сентиментальной ценности» Йоакима Триера сразу стало понятно, что норвежский режиссёр с фестиваля без наград не уедет. Фильм рассказывает о семействе Бергов. После смерти матери двум сёстрам, театральной актрисе Норе (Ренате Реинсве) и историку-исследователю Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеас), приходится снова встретиться с отцом, режиссёром Густавом (Стеллан Скарсгард), который давно ушел из семьи: тот не только должен распорядиться имуществом, но и планирует снять в семейном доме проект о своей матери. На главную роль Густав зовет Нору, но та из принципа отказывается — слишком велика боль обиды за прошлое. Тогда её место занимает голливудская старлетка Рэйчел (Эль Фаннинг).

«Сентиментальную ценность» можно легко назвать духовным преемником «Худшего человека на свете» — популярной у молодежи ленте Триера тоже с Реинсве в главной роли (актёрский приз Канн в 2021 году). Героиня Реинсве заметно повзрослела, а личная драма превратилась в драму семейную — с одной стороны, об отношениях отца и дочери, с другой — об отношениях двух крайне разных сестер. Чувствуется, что в рамках дилогии с Реинсве рука постановщика окрепла, темы стали сложнее, проект подрос. На премьере картина сорвала 19-минутные овации — это ли не знак, что, даже если жюри фильм не отметит, публику он явно равнодушной не оставил?

Джош О’Коннор («Химера») появился сразу в двух фильмах основного конкурса: трогательной, но типовой квир-мелодраме «История звука» и атмосферном «Вдохновителе» Келли Райхардт. «Вдохновитель» (или же «Гений») рассказывает историю Джеймса — в меру безалаберного отца и супруга, который после ухода из колледжа искусства так и сидит без работы. Незаконченное высшее дало ему понимание прекрасного — и позволило придумать план ограбления музея абстрактной живописи. Название у фильма довольно ироничное: план Джеймса проваливается с самого начала, а под конец ему приходится прятаться от полиции по разным штатам. «Вдохновителя» хочется сравнивать с «Химерой» Аличе Рорвахер: обе ленты представляют жанр «Джош О’Коннор томно ворует произведения искусства». Что до фильмографии конкретно Райхардт — кажется, она сняла свой самый наполненный экшеном фильм за последнее время, не потеряв при этом атмосферности.

Себе в этом году не изменили и братья Жан-Пьер и Люк Дарденны — дуэт бельгийских постановщиков, специализирующийся на суровых социальных драмах («Сын», «Розетта»). В «Молодых матерях» в центре внимания оказываются несколько (спойлер!) молодых матерей, которым по разным причинам пришлось оказаться в специальном шелтере. Кто-то не в состоянии самостоятельно отказаться от наркотиков, кто-то и сама сирота и в одиночку не может справиться с ребенком, кто-то ищет психологической помощи и компании — словом, в одной картине собраны примерно все остросоциальные проблемы одной группы населения и все проблемы, с которыми только может столкнуться молодая мама. Как часто бывает с последними проектами Дарденнов, новый кажется еще одним идеальным упражнением в жанре и, безусловно, важным высказыванием по теме, которое, впрочем, не вызывает почти никакого эмоционального отклика. С таким же успехом можно было бы посмотреть «Беременна в 16».

Двумя жемчужинками финальных дней стали «Частная жизнь» Ребекки Злотовски и «Прости, детка» Евы Виктор. В первом психоаналитик Лилиан (Джоди Фостер), ведущая частную практику, узнаёт, что ее клиентка покончила жизнь самоубийством. Появление дочери покойной в кабинете заставляет героиню задуматься, не было ли самоубийство подстроено. Разобраться в деле Лилиан решает сама — и привлекает к расследованию бывшего мужа. Среди заумного фестивального кино увидеть «Частную жизнь» — событие приятное. Фильм не пытается строить из себя слишком сложный детективный триллер, а просто играет по известным правилам, держа уровень напряжения на нужной отметке. Отдельное удовольствие — Фостер, говорящая на французском.

После отличного приема на «Сандэнсе» Ева Виктор привезла свой дебют «Прости, детка» в каннский «Двухнедельник режиссеров». История следует за Агнес — преподавательницей литературы в небольшом американском университете. Приезд давней подруги заставляет ее снова вспомнить травматичное событие прошлого — сексуализированное насилие со стороны преподавателя и наставника. Картина строится в нехронологическом порядке и знакомит с прошлым Агнес постепенно. На фоне похожих фильмов этот выделяет то, что Виктор (которая сыграла там же главную роль) не просто рисует портрет человека, пережившего ужасный опыт, но делает это с уместным юмором. Поэтому жанрово «Прости, детка» постоянно хочется назвать комедией, что для кино на такую тематику редкость.