Личная жизнь не бьётся с профессиональным шпионажем в сериалах «День шакала», «Чёрные голуби» и «Агентство»

На зарубежных стриминг-платформах прямо сейчас наблюдается настоящий бум шпионских триллеров. KNMN уверен, что происходит это не потому что мы такие, а потому что жизнь такая
Личная жизнь не бьётся с профессиональным шпионажем в сериалах «День шакала», «Чёрные голуби» и «Агентство»

Кому точно стоит позавидовать в наше непростое время, так это поклонникам шпионских драм. Количество сюжетов про секретных агентов, распутывающих зловещие заговоры, начало зашкаливать на видеопотоковых сервисах ещё на новогодних праздниках. И пока ничто не говорит о том, что этот тренд собирается идти на убыль. Напротив, похоже, что 2025 год станет ренессансом качественных шпионских детективов, пропитанных здоровым чувством паранойи.

 

Расцвет этого жанра пришёлся на вторую половину XX века две мировые войны, а затем холодная война и создание конкурирующих национальных служб разведки в Великобритании, США и СССР стали благодатной почвой. С 1960-х в списках бестселлеров и на книжных витринах правили британские писатели Джон Ле Карре («Шпион, шпион, выйди вон»), Лен Дейтон («Досье Ипкресс»), Фредерик Форсайт («День шакала»). Не стоит забывать и про Яна Флеминга, создателя идеального образца для всех будущих секретных агентов и разведчиков. Как известно, Флеминг, да и все остальные упомянутые авторы, были не понаслышке знакомы с работой спецслужб, так как сами многие годы трудились там. За железным занавесом британцам весьма успешно противостоял журналист Юлиан Семёнов, за две недели создавший по заказу генсека Юрия Андропова двойного агента Исаева-Штирлица, моментально ставшего народным героем. А в 1980-90-х к ним присоединился американец Том Клэнси, прогремевший на весь мир благодаря своей серии о Джеке Райане.

 

Аппетит читателя к шпионским романам никогда не был откровенно низким, а в последние несколько лет заметно возрос. По данным Nielsen BookData, в Великобритании рынок романов о шпионаже вырос на 45 % за год и достиг 9,7 млн фунтов стерлингов (12 млн долларов) в 2024 году. Помимо того, что криминальный жанр в целом переживает бум, такой огромный рост продаж шпионских триллеров в частности объясняется успехом экранизации серии Мика Херрона про «Слау Хаус» послужившей основой для сериала «Медленные лошади» на Apple TV+.

 

Рейтинги растут и у шпионских сериалов вышедший пару лет назад первый сезон «Ночного агента» стал седьмым по популярности сериалом Netflix с 98,2 миллионами просмотров. А «Чёрные голуби» (Netflix), «Агентство» (Paramount+) и «День шакала» (Sky) почти одновременно стали огромными хитами и уже получили продление на вторые сезоны.

Сериал «День шакала» отличается от романа и фильма 1973 года тем, что в них очень мало говорится о прошлом и личной жизни Шакала
Сериал «День шакала» отличается от романа и фильма 1973 года тем, что в них очень мало говорится о прошлом и личной жизни Шакала

Роман «День шакала» Фредерика Форсайта уже дважды экранизировался в 1973 году он был образцово перенесён на экран режиссёром Фредом Циннеманом, а боевик 1997 года с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром в главных ролях носил с одноимённой книгой более отдалённое сходство. Создатели нового сериала оставили сюжет о безжалостном убийце-фрилансере и пытающегося его поймать офицере разведки, переосмыслив его в современном политическом контексте. Ронан Беннетт, создатель и сценарист «Дня шакала», заявляет, в сериале пытался отразить вещи, которые беспокоят его в современном мире. «Например, в Ирландии был реальный случай, когда молодая женщина была завербована британским государством, использована, а затем брошена им на произвол судьбы. Эта история была у меня в голове, когда я писал персонаж агента MI6 Бьянки», сказал Беннетт.

 

Шакал (Эдди Редмэйн) и его немезида Бьянка (Лашана Линч) на самом деле не так уж и отличаются друг от друга. Высокоэффективный убийца-наёмник в те моменты, когда не разъезжает по Евросоюзу и не отстреливает за большие суммы крупных политиков правого толка, старается изо всех сил быть любящим мужем и отцом на живописной вилле в Испании. Эта роль даётся ему, мастеру камуфляжа и перевоплощения, с огромным трудом. Бьянка так же с проблемами совмещает работу на МИ6, почти извращённое влечение к огнестрельному оружию и совместную жизнь с тихим университетским профессором. Баланс между работой и личной жизнью для них обоих невозможен. И они оба готовы подвергать смертельной опасности близких, считая, что служат какому-то высшему благу, понимая, что оно вполне может в любой момент обернуться злом. Грани между этими понятиями здесь напрочь стёрты, если в принципе были когда-то. Поэтому семейная жизнь Шакала кажется столь же шаблонно прорисованной, как и деревянный самолётик, который он дарит сыну на день рождения.

Если верить экспертам по стилю, персонаж Редмэйна воплощает эстетику «тихой роскоши», и каждый его образ ¬– это изысканная, сдержанная, но социопатическая утонченность
Если верить экспертам по стилю, персонаж Редмэйна воплощает эстетику «тихой роскоши», и каждый его образ ¬– это изысканная, сдержанная, но социопатическая утонченность

Гораздо большее количество деталей и внимания уделено деталям подготовки и самих операций – «День шакала», как сообщается, стал самым дорогим фильмом в истории британского телеканала Sky. В книге профессиональный киллер по заказу диссидентской военизированной организации должен был убить президента Франции. В сериале целью Шакала становится знаменитый технологический предприниматель, который должен обнародовать программное обеспечение, которое отслеживает деньги богатых людей своего рода антипод Илона Маска. Богачам, само собой, такая перспектива не нравится, и они готовы заплатить за голову бизнесмена сумму, достаточную для того, чтобы Шакал вышел на пенсию досрочно.

 

Британского актёра и обладателя «Оскара» Эдди Редмэйна проект заинтересовал именно тем, что давал возможность постоянно менять свою внешность, акцент, и перевоплощаться в людей самого разного возраста. В какой-то момент Шакал принимает образ старика в кресле-коляске, и зритель здесь не может не вспомнить принёсшую ему главную кинонаграду роль во «Вселенной Стивена Хокинга». Но и без протезов с гримом Редмэйн обладает достаточной хладнокровной свирепостью, которая располагает зрителя к себе. А когда он не следит за целью в прицел винтовки, то использует оптическое оборудование, задумчиво наблюдая за парящими в небе орлами и плывущими в озёрах утками. Есть у него и другое хобби коллекционирование редких шахматных фигур. Удивительно цельная фигура получается, если не обращать внимания на расшатанную по роду занятий психику.Актриса Лашана Линч с самого начала приняла решение, что не будет выполнять в сериале трюки сама, а доверит их профессионалам

Актриса Лашана Линч с самого начала приняла решение, что не будет выполнять в сериале трюки сама, а доверит их профессионалам

Лашана Линч, имеющая за плечами съёмки в Бондиане и заявленная в сериале как исполнительный продюсер, в роли соперницы Шакала выглядит куда менее убедительно. Упрёки в сторону её героини будут носить оттенки сексизма и расизма, но озвучить их надо. Массивная чернокожая женщина, гоняющаяся с пулемётом по белорусским лесам за скрывающимся в них боевиком ИРА или разносящая в щепки половину Будапешта, смотрится как нарушение всех существующих протоколов вооружённых рейдов на территории другого государства. С большой вероятностью прикрытие такого агента было бы сорвано уже на границе. Любящие муж и дочь, устраивающие ей сцены в момент, когда она срывается в срочную командировку посередине семейного ужина, тоже могли бы привыкнуть к этой ситуации за долгие годы работы в МИ6. Но, видимо, какое-то время нам ещё придётся наблюдать на экране героинь, способных составить конкуренцию прошедшим элитную тренировку мужчинам в обращении с огнестрельным оружием и в рукопашном бою. И делать вид, что в реальном мире всё именно так и происходит.

Название сериала «Чёрные голуби» шоураннер Джо Бартон позаимствовал у местного паба в Брайтоне
Название сериала «Чёрные голуби» шоураннер Джо Бартон позаимствовал у местного паба в Брайтоне

Гораздо больше подобных вопросов возникает в драме Netflix «Чёрные голуби», где Кира Найтли играет роль Хелен, сотрудницы частной организации, занимающейся шпионажем по найму. Когда-то давно она получила задание сблизиться с британским политиком, чья карьера шла в гору. Хелен успешно справилась с заданием, выйдя за него замуж и родив детей. Дети успели вырасти, муж занял высокий государственный пост и метит в премьер-министры, а Хелен закрутила адюльтер с горячим госслужащим, которого впоследствии убивают. Защитить Хелен и помочь ей разобраться в запутанной личной жизни отправляется профессиональный киллер Сэм в исполнении Бена Уишоу. Но у него есть свои проблемы на личном фронте темнокожий бойфренд с ребёнком требует внимания и оформленных отношений. Сэм старается изо всех сил держать себя в руках, но периодически ему приходится выезжать на задания прямо посреди оргии с употреблением кетамина.

Бен Уишоу знаком с шпионской тематикой непонаслышке – он исполнял роль Кью в фильмах о Бонде с Дэниелом Крэйгом
Бен Уишоу знаком с шпионской тематикой непонаслышке – он исполнял роль Кью в фильмах о Бонде с Дэниелом Крэйгом

По словам сценариста и шоураннера «Чёрных голубей» Джо Бартона, вдохновением для создания героини Найтли послужил реальный скандал с внедрением копов-шпионов в группу экоактивистов и «попытка представить, что за человек может построить целую семью на лжи». А королева костюмных романтических драм, как выясняется, долгое время хотела сыграть роль любопытной героини, делающей странные вещи, поэтому с удовольствием взялась за роль в новой шпионской драме.

Кира Найтли получила номинацию на премию «Золотой глобус» за свою игру в «Чёрных голубях»
Кира Найтли получила номинацию на премию «Золотой глобус» за свою игру в «Чёрных голубях»

По легкомысленной тональности «Чёрные голуби» стоят ближе к современным шпионским триллерам типа «Убивая Еву», чем к серьёзным и напрочь лишённым юмора драмам золотой эпохи. Бартон набил руку на таких пропитанных насилием, остроумными диалогами и комиксовой эстетикой шоу, как «Проект “Лазарь”», «Дьявол-полукровка» и «Долг/стыд». И Найтли выглядит убедительно в сценах, где её героиня действует «под прикрытием»­ в роли традиционной хранительницы очага вырезает украшения для ёлки с детьми, общается с няней и шикарно одевается для офисной вечеринки. В брутальных рукопашных сценах она со своими изящными запястьями и тонкими кистями рук смотрится гораздо слабее. Видимо, осознавая это, Найтли усиленно налегает на обсценную лексику. Общая рождественская атмосфера, царящая в сериале, тоже идёт на руку говорят, на Новый год что ни пожелается, всё всегда произойдёт. Главное тут особо не заморачиваться на достоверности. И когда всё же в итоге цепи событий под конец организуется внушительная разборка китайских спецслужб, лондонских бандитов и нарушивших присягу спецагентов, драпированная дизайнерским шарфом Кира сделает показательный проход в рапиде.

Майкл Фассбендер исполняет главную роль, а также является исполнительным продюсером сериала «Агентство»
Майкл Фассбендер исполняет главную роль, а также является исполнительным продюсером сериала «Агентство»

Багаж прошлых ролей висит тяжёлым грузом и на Майкле Фассбендере, исполняющем главную роль в престижной многосерийной драме «Агентство» спродюсированным Джорджем Клуни англоязычном ремейке наделавшего шум французского сериала «Бюро» с Матьё Кассовицем. Как и в оригинале, его герой под кодовым именем Марсианин резко заканчивает свою многолетнюю миссию в Аддис-Абебе, где вынужденно оставляет эфиопскую возлюбленную. Вернувшись в лондонское отделение ЦРУ, он уверяет начальство и психоаналитиков, что между ними всё кончено. Но это, конечно, не так, и Марсианину приходится проявлять чудеса жонглёрства, чтобы незаметно для коллег продолжать роман с возникшей в Лондоне Самией (Джоди Тёрнер-Смит), одновременно занимаясь подготовкой молодой женщины-агента для миссии в Тегеране и возвращением оказавшегося под угрозой в Украине ценного сотрудника. Также требует внимания к себе дочь Поппи (Индия Фаулер), временно заселившаяся в его дизайнерское холостяцкое логово в стильной высотке.

 

Оперативник Джейсон Борн из романов Роберта Ладлэма колесил по миру с амнезией, менял личности и задавался вопросом, кто же он на самом деле. Когда во французском «Бюро» дочь узнаёт, что её отец секретный агент, то первым делом сравнивает его с этим героем блокбастеров. «Разница в том, что я всё помню», отвечает ей отец. «Агентство» посвящено в первую очередь психологическим проблемам шпионов, которые годами живут в чужих странах под поддельными именами и местами начинают путать свои роли с реальностью.

Сериал «Бюро», ремейком которого является «Агентство», основан на реальных рассказах бывших сотрудников Главного управления внешней разведки Франции
Сериал «Бюро», ремейком которого является «Агентство», основан на реальных рассказах бывших сотрудников Главного управления внешней разведки Франции

«Это агентство, говорит Марсианину его босс (Джеффри Райт). Ничего личного». Сериал производства Paramount+ редко прибегает к зрелищным сценам погонь, перестрелок и драк – хотя их хватает. Основной акцент делается на высокотехнологичных офисах, этажи которых заполнены сотрудниками, испытывающими серьёзные проблемы с головой. Так как существуют эти служащие на общественные деньги и занимаются работой на государство, их личные проблемы тоже становятся общественными. Кто в конце концов оплачивает все эти бесконечные смартфоны, дюжинами выбрасываемые на экране в урны для мусора в попытке уйти с радаров?

 

И брендированный печальный взгляд Фассбендера лучше всего выражает этот конфликт к которому на экране примешиваются не только фейковые личности, но и сыгранные им роли в других фильмах. Например, награждённая призами роль озабоченного сексом яппи в «Стыде», которую Фассбендер отыгрывал тоже запертый в четырёх стенах кондоминиума. Или боец ИРА, объявивший голодовку в тюремной камере из драмы «Голод». Или методично занимающийся йогой под группу The Smiths в наушниках социопат из «Убийца» Дэвида Финчера. Уже здесь не очень понятно, кто кошка, а кто мышка, кто герой, а кто злодей, и кому можно верить, а кому нет. Отрадно, что иногда в кадр прибегает шеф отдела по имени Боско (шикарная роль Ричарда Гира), чтобы на всех накричать и унизить каждого. Но когда директор ЦРУ (Доминик Уэст) орёт по зуму уже на него, опять возвращается ощущение неуспокоенности.

В одном из эпизодов герои сериала идут на киносеанс фильма «Уловка-22». В послужившем основой для него романе Джозефа Хеллера впервые звучит логический парадокс: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим»
В одном из эпизодов герои сериала идут на киносеанс фильма «Уловка-22». В послужившем основой для него романе Джозефа Хеллера впервые звучит логический парадокс: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим»

«Агентство» смотрится захватывающе ещё и потому, что гораздо ближе к новостным сводкам, чем его конкуренты. Здесь в Судане бушуют политическая нестабильность и гражданская война. Иран наращивает свой ядерный потенциал. А российский командующий частной армией под названием «Вальгалла» с характерной лысиной отказывается выполнять приказы руководства. В мире царит полный бардак, и геополитическая обстановка накаляется. Смогут ли исправить дело работники спецслужб, основные усилия которых направлены на сохранение хоть какого-то подобия нормальности? Вопрос риторический.

 

Конечно, никаких частных организаций типа «Чёрные голуби» не существует. ЦРУ функционирует совсем не так, как показано в «Агентстве». Работа в MI5 не имеет ничего общего с тем, что мы видим в «Медленных лошадях». Всё это фикция, призванная создать ненадолго у зрителя иллюзию, что он понимает, как устроен мир и как выглядит на самом деле deep state. Эта иллюзия выветривается довольно быстро после финальных титров последней серии очередной шпионской драмы. К нашему счастью, в 2025 году ей уже спешит на смену новая. А за ней будет ещё одна.

Поделиться