Люди с Зелёного континента

Люди с Зелёного континента
Хью Джекману - 45! В этот день мы решили вспомнить о самых успешных австралийских актёрах, пробившихся в Голливуд.

кадр из фильма
кадр из фильма
Центральная фигура австралийского вторжения в Голливуд, родом, на самом деле, из Новой Зеландии. На «фабрику звёзд» попал во многом благодаря Шэрон Стоун, продвинувшей его в вестерн Сэма Рэйми «Быстрый и мёртвый». Хватило пяти лет, чтобы превратиться в нужного абсолютно всем актёра-«мейджора», способного усталым взглядом обуздать самый несусветный пафос. Иногда кажется, что снимается он исключительно в фильмах, рассчитывающих на самый главный «Оскар».

Свою первую номинацию Кроу получит за образ второго плана в «Своём человеке» Майкла Манна. На следующий год актёр зарабатывает «Оскар» за «Гладиатора», но лучшую его роль, в «Играх разума» Рона Ховарда, академики игнорируют. Тогда пришло время выдавать приз Дензелу Вашингтону, а Кроу совершенно некстати переиграл всех (и себя самого из «Гладиатора») «Играми разума». Ещё лет пять Кроу выдаёт работы высшей пробы, пока во взгляде не поселяется непроходящая усталость. Можно заподозрить, что вредный вирус он подхватил от Ридли Скотта, который в нулевые назначил Рассела своим самым любимым актёром (пять картин — от «Гладиатора» до «Робин Гуда»). 49-летний Кроу выглядит сейчас уставшим и придавленным собственной значимостью мэтром, который — это факт — есть даже на марках австралийской почты. Ветеран Ридли смотрится свежее.

кадр из фильма
кадр из фильма
Ещё один фигурант списка, родившийся не на Зелёном континенте. Родители привезли Гибсона в Австралию из Нью-Йорка, когда тому было 12. Здесь, будучи студентом Национального института драматического искусства, Мел дебютирует в кино картиной «Жаркое лето», а спустя два года играет в «Безумном Максе», сделавшем его звездой. Ещё пять лет актёр живёт и работает в Австралии, перебираясь в Голливуд только в середине восьмидесятых. «Безумный Макс» к тому времени вырастает до размеров трилогии, а Гибсон без труда ассимилируется на «фабрике звёзд», без раскачки выдавая плотную обойму бойких хитов из двух первых частей «Смертельного оружия», «Пьяного рассвета», «Птички на проводе» и «Эйр Америки».

В девяностые он входит одним из самых высокооплачиваемых актёров, в котором скоро начинают проступать режиссёрские амбиции. Если дебют «Человек без лица» был не больше, чем пробой пера (пусть и весьма обаятельной), то два года спустя на экраны выходит абсолютный хит «Храброе сердце», масштабное историческое полотно о борьбе за независимость Шотландии от англичан-узурпаторов. Картина удостаивается пяти «Оскаров», включая статуэтку за лучший фильм, а Гибсону удаётся убедительно пристроить сумасшедший взгляд Мартина Риггса на лице Уильяма Уоллеса. Спустя десятилетие Гибсон снимет противоречивый фильм «Страсти Христовы» и идеальный нон-стоп «Апокалипсис». Образцовый переход из актёров в режиссёры (в нулевые становится очевидным, что Гибсон предпочитает стоять за камерой, а не перед ней) и казавшийся незыблемым звёздный статус обесцениваются чередой скандалов и разладом в личной жизни, где в один тугой клубок сплелись алкогольная зависимость, расизм, гомофобия, домашнее насилие и проблемы с управлением гневом. К концу нулевых Голливуд закрыт для актёра: главы студий отказывают ему в работе, его режиссёрские проекты замораживаются, съёмочная группа второго «Мальчишника» сообщает режиссёру фильма Тодду Филипсу, что не хочет работать с Гибсоном, подписанным на маленькую роль, и его меняют на Ника Кассаветиса.

кадр из фильма
кадр из фильма
Прогрессивное киносообщество заметило актёра (урождённого Эрика Банадиновича) после мощного дебюта Эндрю Доминика «Взгляд изнутри». Режиссёр долго искал исполнителя главной роли и, уже расписавшись в собственном бессилии, услышал совет Марка «Чоппера» Рида (фильм про него, австралийского криминала) обратить внимание на актёра из телевизионного скетч-шоу. Им оказался Бана, всеми зубами уцепившийся за образ и сыгравший без всяких скидок на молодость выдающуюся и пока лучшую свою роль.

После этого произошёл безболезненный переезд в Голливуд. Там Бана сразу попал на ту кастинг-площадку, где пасутся большие студии и большие режиссёры. Ридли Скотт, Энг Ли, Стивен Спилберг, Вольфганг Петерсон, Кёртис Хэнсон, Дж. Дж. Абрамс, Джудд Апатоу, Джо Райт. Следует взять во внимание два фактора. Во-первых, зазоров между работой у мэтров актёр практически не имеет (то есть снимается, в основном, у них). С другой стороны, для любого из этих режиссёров — за исключением Абрамса и Спилберга — фильмы с Баной не были творческой удачей. Парадокс, но Бану сложно обвинить в неумении выбирать проекты, скорее уж, в невезении и каком-то дефиците харизмы, которую актёр дисциплинированно отдаёт в жертву материалу. Сбой в карме произошёл, по-видимому, на злосчастном «Халке» Энга Ли. У Баны грандиозные внешние данные — Том Круз плюс Рассел Кроу. На таком фоне отлично смотрятся красивые женщины. Этим любят пользоваться режиссёры («Ещё одна из рода Болейн», «Жена путешественника во времени», даже «Ханна: Совершенное оружие»). В роли красивой мебели Бана радует глаз и быстро забывается, а в памяти остаются образы, где актёра если и узнать, то с большим трудом — тот самый Чоппер или злодей Неро в «Звёздном пути». Бане нужен прорыв, вроде того, что случился у коллеге по «Мюнхену» Дэниэла Крэйга после приглашения на роль Бонда. Вытянуть счастливый билет пока не удаётся, приходится полагаться на собственные силы.

кадр из фильма
кадр из фильма
Обречённый на успех белокурый громила, замеченный во время скаутского тура и привезённый из Австралии в Америку проницательными актёрскими агентами. История с его назначением в комикс-блокбастер «Тор» уже вошла в голливудский фольклор. Парень пролетел мимо желанного отбора по воле режиссёра по кастингу, хотя младший брат Лиам удостоился прослушивания. Долгие поиски ничего не дали (по слухам, всё начиналось с предложения Дэниэлу Крэйгу), президент Marvel Кевин Фейги заворачивает все предложенные варианты. Президента уговаривают послушать Хемсворта («Вы должны пересмотреть Криса. Он точно ваш парень»), а когда Фейги доставили его пробы, тот не колеблется ни минуты. Через неделю прилетел назначенный режиссёром Кеннет Брана и с распростёртыми объятиями принял свою новую звезду.

Крис Хемсворт принадлежит к свежей формации кинозвёзд, на которых киноманы старой закалки смотрят очень подозрительно. Давно заведено, что драматический талант и мышечная масса — опции из разных директорий, но молодой человек уверенно «держит кадр». Конечно, комикс-производство пока не ставило перед ним неразрешимых актёрских задач, но со своими обязанностями скандинавского бога Хемсворт справляется. Первым серьёзным испытанием стал образ пилота «Формулы 1» Джеймса Ханта в спортивной драме Рона Ховарда «Гонка». Критики в один голос называют роль прорывом, а Крис уже работает над новым творением Ховарда «В сердце моря» и ждёт второго созыва «Мстителей».

кадр из фильма
кадр из фильма
Если Рассела Кроу родители привезли в Австралию из Новой Зеландии, а Мела Гибсона — из Америки, то Пирс попал туда из Англии, где провёл первые три года своей жизни. В молодости он успешно занимался бодибилдингом, но заболел актёрством, которое сначала привело его к национальной славе телезвезды из кузницы местных талантов — мыльной опере «Соседи», а потом — к культовому роуд-муви «Приключения Присциллы, королевы пустыни». После таких виражей Пирса неожиданно зовут на главную роль в «Секреты Лос-Анджелеса», где их с земляком Кроу одевают в костюмы сороковых. Гаю Пирсу хватает несколько лет, чтобы Голливуд узнал его, как самоотверженного актёра, готового на любые эксперименты. В «Машине времени» из него пытаются сделать мейнстримную звезду широкого спектра действия, но его актерский талант лучше работает в среде компактных проектов с оголёнными нервами, вроде «Помни», «Людоеда» или «Предложения».

В Голливуде его харизму существенно упрощают, предлагая в основном образы антагонистов, скрипящих зубами на главных героев, а зачастую и на весь мир. Отдушиной становится телевидение, к которому Пирс с успехом вернулся в минисериале Тодда Хейнса «Милдред Пирс», и родное австралийское кино.

Поделиться