Высокий градус необузданной чувственности
«Я знал Бетти неделю. Мы занимались любовью каждую ночь. Прогноз предвещал шторм». Ставшая артхаусной сенсацией по всему миру, бурлящая страстями драма «37,2º утром» Жан-Жака Бенекса представила публике двадцатиоднолетнюю Беатрис Даль – новый выдающийся актерский талант. Обаяние, сексуальность и нарастающее с каждой минутой жестокое саморазрушение – юная дебютантка целиком раскрылась и растворилась в роли Бетти Блю. Так же, как и её героиня более чем полностью отдалась ураганному и трагично заканчивающемуся роману с сантехником, когда-то пробовавшем что-то писать. У начинающегося с трехминутной любовной сцены фильма много поклонников – и большинство из них воодушевлены чувственностью исполнительницы главной роли, а не тонкостями сюжета.

Один из самых мощных актёрских дебютов в истории кино вместе с этим стал и резким образом женского бунта – когда Даль в кадре, что-то постоянно разбивается вдребезги и разлетается на куски. Накала не выдерживают даже предметы – что уж говорить о мужских сердцах, надеждах и планах. И это высоковольтное выступление стало началом долгой карьеры Даль, включающей в себя совместные работы с Джимом Джармушем, Клэр Дени, Михаэлем Ханеке, Гаспаром Ноэ и другими классиками современной режиссуры.
Проблемы с законом и с Брюсом Уиллисом
Беатрис Франсуаза Одона Кабарру покинула родительский дом в Ле-Мане за семь лет до этого – в 14 лет. «Я пошла на концерт Dead Kennedys и, увидев Джелло Биафру, поняла, что домой не вернусь». Она отправилась в Париж, где влилась в ряды панков, промышляла шоплифтингом с целью прокорма и вышла замуж за художника Жана-Франсуа Даль, чью фамилию взяла после свадьбы. Как-то в середине 1980-х проходящий мимо фотограф снял Беатрис на Елисейских полях, и она оказалась на обложке журнала под названием Photo. Снимок увидел кастинг-директор, который предложил ее на главную роль в фильме «37,2º утром». На YouTube есть ролик с её пробами – и вы сами можете оценить одновременную легкость и напряжение, которое исходит от Даль.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Её карьера могла бы сложиться иначе, если бы в 1997 году она не дала пощечину сотруднику американского посольства. Даль хотела получить грин-карту, чтобы сниматься у М. Найта Шьямалана в фильме «Шестое чувство» в роли жены героя Брюса Уиллиса. Консул сообщил актрисе, что в Америке её видеть не хотят – так как она была осуждена за хранение героина и кокаина. «Ты так со мной не разговаривай», – сообщила ему Даль, влепив оплеуху. Ей запретили въезд на семь лет, но Даль не очень переживала по поводу этого – Голливуд её мало интересовал.

Ранее она должна была сниматься в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино, но не смогла – и роль подружки Бутча в исполнении того же Брюса Уиллиса досталась португальской актрисе Марии де Медейруш. Даль не очень переживала по этому поводу – она больше мечтала сниматься у британского аутёра Питера Гринуэя, чьи картины 1980-х её так восхищали.
Экстремальная психопатка и акулы пера
Как и положено настоящей диве, репутация Беатрис часто опережает её. Le Monde как- то опубликовал очень длинную статью о Даль, несмотря на то что актриса отказалась общаться с их журналисткой, и рассказ превратился, по честному признанию газеты, в своеобразную игру в прятки, которую актриса выиграла. Другие же интервьюеры Даль были бы рады, если бы их беседа не состоялась. Так, однажды в прямом эфире ее спросили, где она впервые встретила Жюльена Мори (сорежиссера экстремального французского хоррора «Месть нерождённому», в котором она сыграла психопатку, вырывающую зародыш из беременной женщины). Этот ролик есть на YouTube. «Мы познакомились в чате на сайте, посвященном сексу на ферме», – ответила она. «Вы не можете так говорить», – запоздало предупредил журналист. А что она думает о фильме Мори? «Дерьмо», – явно не всерьёз ответила Даль. А что она думает о своих коллегах-актерах? «Тупицы».

Незадолго до того, как она была осуждена за хранение наркотиков в середине девяностых, журналист остановил ее на улице. «Почему бы тебе просто не пойти домой, – сказала ему Даль, – и не трахнуть свою мать. Если бы я хотела поговорить с долбонавтом, с чего ты решил, что я выберу тебя?». Такое поведение вводит в паническое беспокойство даже самых опытных акул пера. Ветеран французского телевидения и прилежный семьянин Патрик Пуавр д'Арвор решил расспросить в эфире звезду о ее аресте по обвинению в краже из магазина в 1991 году. Даль ответила ему: «Ну, раз уж вы настроены на откровенный разговор, почему бы не обсудить все те любовные письма, которые вы мне присылали? Давайте поговорим о них!». Ведущий моментально впал в униженное молчание.
Брак за решёткой, пули, песни и порно-ремейки
Личная жизнь Даль наполнена таким же хаосом, как и её картины, и она никогда не выбирала лёгкие пути и лёгких мужчин. С первым мужем, чью фамилию она взяла, актриса развелась в 1988 году – спустя несколько месяцев он пытался покончить с собой, но вроде как остался в живых. В 2005 году Даль вышла замуж за Генэля Мезиани. На тот момент её новоиспеченный супруг был условно-досрочно освобожден, получив тюремный срок в 12 лет за похищение, избиение и изнасилование своей предыдущей подруги. Эти преступления были совершены до его встречи с Даль, и актриса присутствовала на суде по его делу. Она влюбилась в него с первого взгляда, снимая в тюрьме фильм о жизни за решёткой. До свадьбы пара провела вместе всего 24 часа – еженедельные 60-минутные посещения. В 2014 году Генэль вернулся к рукоприкладству, и брак распался. Предыдущий партнер Даль, JoeyStarr (настоящее имя Дидье Морвиль), был наиболее известен своей работой в хардкор-рэп-группе Suprême NTM – а также тем, что ударил обезьяну перед телекамерой. Даль специализируется на бурных и наполненных обоюдным физическим контактом отношениях – она признаётся, что среди ее бывших бойфрендов не так много тех, кто избежал её побоев. По её словам, во время съёмок «Прекрасной истории» полиция задержала мужчину, который её преследовал. Судя по всему, сталкера нашли прячущимся возле трейлера Даль с завёрнутым в газету тесаком. Его мотивом к действию были слова: «Если я не могу заполучить тебя, то не доставайся же ты никому». Так же и первый муж Даль появился на съемочной площадке «37,2 по утрам» с двумя пулями – одна предназначалась актёру Жан-Югу Англаду, другая режиссёру фильма.

Даль с младых ногтей обожала рок – и музыка отвечает ей взаимностью. Многие рок-музыканты черпали вдохновение в её первой роли – например, британская группа Manic Street Preachers изначально хотела назваться Betty Blue. Одноимённую песню записали готические рокеры из Финляндии The 69 Eyes. Шотландско-американские альтернативщики Garbage назвали свою вещь “Blue Betty”, и это имя всплывает в текстах самых разных песен – от Cradle of Filth до певца Блэка. Но влияние её дебюта простирается далеко за рамки рок-музыки. Даль рассказывает, что с ней связалась женщина по имени Беатрис Валь и попросила разрешения снять порно-версию «37,2 по утрам». Даль не смогла ей отказать, но результатов так и не видела.

Даль высоко ценит и многих коллег по актёрскому цеху, несмотря на язвительные замечания в адрес большинства. Сорокалетняя дружба связывает её с Микки Рурком, за которого она в какой-то момент даже собиралась выйти замуж. Она сразу же влюбилась в покойного фронтмена группы Clash Джо Страммера, с которым познакомилась во время съемок фильма Джима Джармуша «Ночь на Земле», где играла слепую, но острую на язык пассажирку такси. Особо нежные чувства Даль питала и к Винсенту Галло, с которым играла в «Что ни день, то неприятности» у Клэр Дени, и к бывшему футболисту Эрику Кантона, с которым они пересеклись во время фэнтезийной БДСМ-оргии на съемочной площадке «Встречи после полуночи» Яна Гонсалеса. А в восьмидесятых у Даль был короткий, но бурный роман с английским актёром Рупертом Эвереттом, которого очень сложно упрекнуть в репутации дамского угодника. «Я знал, что никогда не найду такую же хорошую девушку, как Беа, – писал Эверетт в своих мемуарах 2006 года. – Она была идеальной. Когда она была с тобой, она была с тобой всецело. Она верила в тебя, и ты не мог ошибиться; до тех пор, покуда это внимание не отключалось, как электрический свет. Так случилось с ее мужем. Так случится и со мной. Никто никогда не бросал Беа».
Каннибализм, скинхеды, судимости и ведьмы
В материале про Даль очень сложно отказаться от пересказа всех этих сочных баек из личной жизни. Ещё и потому, что они постоянно перекликаются с теми образами, в которых мы привыкли видеть Даль на экране. Поведение и желания героинь Даль так же поразительно отклоняются от социальных стандартов, как и её собственные. Например, прочитав о том, как Даль съела ухо трупа, работая в морге под воздействием кислоты, невозможно выбросить из головы перемазанную кровью плотоядную любовницу с безучастным взглядом из «Что ни день, то неприятности» Клэр Дени. Судимости за кражи из магазинов были драматизированы на экране в «Прекрасной истории» Клода Лелюша. Дикие приключения юности среди парижских скинхедов и панков сполна отражены в ностальгическом ромкоме «Бай, бай, блонди» Виржини Депант. Она рассказывает истории о ведьмах, сожжении на кострах и проецирует свою фирменную вспыльчивость в «Вечном свете» Гаспара Ноэ – вместе с Шарлоттой Генсбур. Десять лет назад она дебютировала на театральных подмостках в пьесе Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», сыграв дочь самого развратного папского семейства эпохи Возрождения. «Плотоядная, животная, прекрасная и чудовищная, ранимая и нежная, пожирающая и пожираемая – приветствуйте Лукрецию Борджиа в версии Беатрис Даль», - так начиналась восторженная рецензия Le Monde. Вместе с Виржини Депант и музыкальной группой Zëro Даль записала альбом, в котором зачитывает отрывки из мемуаров итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини.

Какие роли не найти в фильмографии Даль, так это покладистых жён или матерей. Она всегда настаивала на том, что мысль о материнстве (и особенно мысль о необходимости рожать) ее отталкивает. В этой связи особенно забавно, что цифры в названии её дебютного фильма – это температура женского тела во время овуляции. Как-то Даль в интервью журналу Marie Claire сказала: «Я лучше скушаю “Баунти”, чем заведу ребёнка». И сцена, в которой её героиня убивает своего несовершеннолетнего сына, далась ей тяжело, потому что перед этим она по сценарию должна была накормить его блинчиками на завтрак. Даль с гораздо большим трудом справлялась с плитой и сковородками. «Я снялась в 75 фильмах, и все они – супер», – уверена Даль. Принесла ли актёрская игра ей богатство? «Нет, черт побери. У меня нет машины, у меня нет своей квартиры, у меня нет дома за городом. Но когда я оцениваю свою карьеру, то убеждаюсь, что я хорошая актриса. Я не буду заниматься проституцией. Я вовсе не критикую проституток, но я никогда не соглашалась на роль за деньги».

После первой роли Даль прочили звание новой Брижит Бардо или Мэрилин Монро. Её первое интервью для британской газеты Daily Mirror 1986 года начиналось с такого пассажа: «Высокая смуглая девушка… в облегающем голубом платье… засунула свой маленький крошечный палец в свой великолепный рот и начала хихикать. Самый сексуальный звук, который я когда-либо слышал… дрожащие колени… о боже… щедрые, мускулистые бедра…». Теперь Бетти, с толстым намёком упоённо лакомящаяся мороженым бирюзового цвета, осталась далёко позади. Но набравшая внушительность Даль до сих пор шествует через экран как неугомонная царица лютой артхаусной ночи, всё ещё излучая измученное эротическое притяжение. В отличие от двух упомянутых икон мирового кино, в свои 60 лет Даль продолжает активно сниматься. Она намеренно не заделывает расщелину между передними зубами (стоматологический термин для этого – диастема). И по фестивалям мира уже катается триллер «Мальдорор» Фабриса Дю Вельца о самом мрачном растлителе детей и серийном убийце в истории Бельгии, где Даль появляется в роли второго плана. Спустя почти четыре десятилетия становится ясно – зачем быть очередной копией Бардо или Монро, когда можно оставаться Беатрис Даль, единственной и неповторимой.