Похитители девочек из бельгийской глубинки в «Деле “Мальдорор”» Фабриса Дю Вельца

В российский прокат вышел трукрайм-детектив бельгийского режиссера, специализировавшегося на тягостных и стильных хоррорах. KNMN пришел к выводу, что и на территории условного «Зодиака» он чувствует себя довольно уверенно

Бельгия 1995-го. Молодой и вспыльчивый полицейский Поль Шартье (Антони Бажон) с фотографической памятью с первых же кадров заявляет о себе, когда с кулаками лезет разнимать домашний конфликт. Так же горячо он занимается расследованием двух похищенных девочек, несмотря на насмешки нерадивых коллег. Начальник участка (колоритный Лоран Люка) с пиратской повязкой на глазу и шрамами на лице — последствиями личного героизма — подключает его к секретному расследованию под грифом  «Мальдорор», почему-то названному в честь скандально-аморального сюрреалистического романа XIX века «Песнь Мальдорора» французского графа де Лотреамонаi.. Суть дела — наблюдать за отсидевшим педофилом со стажем Марселем Дидьё (звезда европейского кино Серхи Лопес). Шартье одного наблюдения мало, и вот он уже лезет к Дидьё в дом, а затем настаивает на проведении у него обыска. Нюх его не обманывает, но вместо лавров дерзкий детектив получает только шишки и оскорбления в газетах. Молодой жене Джине (Альба Гайя Беллуджи) и её сицилийской семье всё это очень не нравится, однако Шартье непрошибаем и вскоре выходит на заговор по поставке маленьких девочек сильным мира сего.

Фильм снимали в окрестностях бельгийского города Шарлеруа, где в 90-е орудовал настоящий убийца девочек Марк Дютру

Фильм снимали в окрестностях бельгийского города Шарлеруа, где в 90-е орудовал настоящий убийца девочек Марк Дютру

Бельгийский режиссер Фабрис Дю Вельц стартовал в XXI веке с болезненных арт-хорроров «Мучение» (где жители бельгийской деревни измывались над героем Лорана Люка) и «Душа» (про поиски в Таиланде пропавшего после цунами ребенка с Эммануэль Беар и Руфусом Сьюэллом), а затем снял триллер «Аллилуйя», основанный на похождениях влюбленной пары серийных убийц Раймонда Фернандеса и Марты Бек, которые уже не раз становились героями фильмов («Убийцы медового месяца», «Кроваво-красный» Артуро Рипштейна, «Одинокие сердца»). После забегов на территорию экшена («Кольт 45», «Послание от Кинга») и подростковой мелодрамы («Поклонение») он вернулся к жанру триллера. На этот раз Дю Вельц обошелся без смакования кровавых подробностей, однако взялся за более личную историю — поиски педофила и убийцы девочек Марка Дютру проходили в юности 52-летнего режиссера и становились тогда частым объектом обсуждения обеспокоенных бельгийцев.

Алексису Маненти, сыгравшему напарника главного героя, уже доставалась роль полицейского в социально-криминальной драме «Отверженные»

Алексису Маненти, сыгравшему напарника главного героя, уже доставалась роль полицейского в социально-криминальной драме «Отверженные»

Параллели с «Зодиаком» неизбежны, и дело не только в солидном хронометраже обеих картин и ретро-флёре. Шартье так же одержим поимкой убийцы, как карикатурист сан-францисской газеты Роберт Грейсмит, однако если персонаж Джейка Джилленхола погружается в безумие очень кинематографично, с оскароносным напором, в «Мальдороре» замечательный Антони Бажон смотрится абсолютно достоверно, словно без ухищрений системы Станиславского. Помогает в этом и его заурядная и даже несколько комичная внешность, своеобразная смесь Василия Фунтикова из «Каникул Кроша» и Райнера Вернера Фассбиндера, и диссонирующий с ней взрывной нрав его персонажа. Когда он свирепеет, экран буквально заливается красным цветом — совсем как на вступительных титрах, стилизованных под запись со старой VHS-кассеты. Картинка, похожая то на старые полароиды, то на пленку 1970-х, вообще отменно удалась оператору Мануэлю Дакоссе, но особенно стоит похвалить режиссера.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Помимо типичных для жанра саспенса и экшена, Дю Вельц не обходит вниманием бытовые зарисовки (свадьба Шартье с кучей итальянских родственников невесты – одна из лучших сцен фильма) и впроброс подает факты из прошлого героя, помогающие составить его психологический портрет. Тут и отец-уголовник, и близкие отношения с самого детства с местным криминалитетом (яркая «крестная мать» в исполнении Лубны Азабаль), и пьющая мамаша (Беатрис Даль), которую он не желает признавать и которая ему в итоге помогает. Получилось увлекательное упражнение в жанре с живым главным героем, которое портит разве что слегка смазанный финал, и это как раз тот редкий случай, когда фильму с хронометражем в 2,5 часа подошел бы формат мини-сериала. С другой стороны, тогда бы не получилось посмотреть его в кино.

 

Поделиться