Рецензия на фильм «300 Спартанцев»

480 год до н.э. На греческие полисы надвигается многотысячная армия персидского царя Ксеркса. Свободолюбивые спартанцы решают дать бой врагу. Царь Леонид собирает 300 лучших воинов и отправляется в фермопильское ущелье, где численное преимущество персов не может повлиять на исход битвы. Пока мужчины отдают жизни за Спарту, жена Леонида – прекрасная Горго – пытается убедить Совет полиса отправить отряду подмогу…

Отсылки к историческим событиям в «Спартанцах» – дело вторичное. Для Снайдера, как и для автора комиксов Фрэнка Миллера, преданья старины глубокой не более чем отправная точка, источник вдохновения. Переосмыслением тут тоже, впрочем, не пахнет. Создателям «300» на историю Древней Греции, в сущности, плевать, главное – передать настроение, атмосферу, визуальную эстетику бумажных разрисованных книжиц всё того же Миллера. И в реализации этой задачи режиссёр демонстрирует редкое умение и мастерство. Снайдер в буквальном смысле оживляет графический роман-комикс, добиваясь стопроцентной аутентичности с оригиналом. Многие кадры – самостоятельные полотна, хоть на стенку вешай. Всё очень красиво, эффектно, впечатляюще и брутально. А что же со смыслом?

Со смыслом в «Спартанцах» большие проблемы. Его там попросту нет. Резонно заметить – а была ли в этом необходимость? Нужны ли экранизации комикса, изначально рассчитанной на молодёжную аудиторию, нравоучительные нотки и разного рода nota bene? От ответа на этот вопрос зависит восприятие картины в целом. Любители спецэффектов и эстетизации насилия будут довольны. Кудесники цифровых технологий потрудились на славу. Остальным можно просто пересмотреть трейлер к фильму. Потеря «качества», в данном случае, будет равна нулю.

Зелёный экран вместо декораций – ход рискованный, но очень красивый. При желании можно было бы затянуть песнь о кинематографе ХХI века и т.д. На поверку всё оказалось куда проще: законы драматургии неизменны, логика и стройность сюжетосложения важнее яркой, кричащей «обёртки». Впрочем, Снайдер не прогадал. Он снял фильм для зрителей-визуалов, привыкших отключать голову после покупки заветного билета. Они ответили режиссёру цифрами box-offic’a. Прекрасное единство. Если так пойдёт и дальше, в зрительный зал с собой можно будет брать только глаза…

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
Статьи
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
3 июля 2025 года ушёл из жизни Майкл Мэдсен — культовый артист, мастер эпизода, король B-movies. Спустя почти месяц после его смерти Квентин Тарантино, для которого Мэдсен был не только актёром-талисманом, но и добрым другом, в подкасте «Pure Cinema» почти 4 часа говорил о Майкле. Режиссёр отобрал 10 самых интересных, по его мнению, фильмов и сериалов, в которых снялся Мэдсен после «Бешеных псов» — помимо больших студийных проектов, которые всем хорошо известны. Вслед за Тарантино KNMN бросается в тихий омут direct-to-video и телевидения второго эшелона, проинспектировав все рекомендации режиссёра (комментарии Квентина прилагаются)
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Рецензии
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Рецензии
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Статьи
Эксперименты против стагнации: как Sony Pictures Animation победила Pixar на её же поле