По сумрачным улицам Берлина бродит одинокая девушка Клэр (Тереза Палмер). Совсем недавно она приехала сюда из Австралии, чтобы пофотографировать архитектуру и заодно провести время с незнакомыми людьми. Приятной неожиданностью для Клэр станет встреча с интеллигентным преподавателем немецкой литературы по имени Энди (Макс Римельт). Вместе они проводят романтический вечер полный разговоров о вечном. После первой совместной ночи Энди задает девушке вполне обычный вопрос — «Хочешь остаться со мной навсегда?». Клэр, не задумываясь, отвечает согласием, а наутро понимает, что дверь наглухо заперта, а окна квартиры заколочены.
Заточить возлюбленную в квартире, так чтобы не волноваться о том, что она проводит время с кем-то еще, впервые задумал герой романа Марселя Пруста «Пленница» из цикла «В поисках утраченного времени». Мучимый ревностью, он прятал в карманах ключи от дома, а в свободное время узнавал у друзей и знакомых, не скрывает ли чего-либо его пленница. Напротив, режиссера Кейт Шортланд меньше всего интересуют таящиеся за маниакальной одержимостью отношения ее героев, в большей степени «Берлинский синдром» — кино о городе, полном призраков и недомолвок.
Атмосфера современного Берлина в фильме недружелюбна с самого начала: по улицам бродят туристы, ищущие деньги на дорогу домой, а широкие здания, оставшиеся с советских времен, сурово нависают над жителями. Город населен призраками прошлого, которые скрываются в заброшенных квартирах с заколоченными окнами.
Такими же духами являются Клэр и Энди, чьи пылкие чувства постепенно перерастают в отношения тюремщика и узника, который все еще надеется на чудесное спасение. Шортланд детально воспроизводит быт необычной пары: возвращаясь домой после лекций Анди отвязывает пленницу от кровати и галантно готовит ей роскошный ужин, дарит любимой подарки, одевает и делает ей педикюр. Немец Макс Римельт вообще с трудом тянет на харизматичного психопата, его герой скорее запутавшийся интеллектуал, который не может найти ни в чем удовлетворения. Тереза Палмер в «Синдроме» предстает этакой еще более бледной версией Кристен Стюарт из «Персонального покупателя». Ранимая Клэр мириться с положением ручной куклы не желает и упорно строит коварные планы по устранению мучителя, но, кажется, втайне, все-таки сильно привязывается к нему.
«Берлинский синдром» с самого начала хочет казаться сложнее, чем он есть. Действие разворачивается неспешно и монотонно, рифмуя переживания героини со сменой погоды за забитым окном. В фильме также появится фигура отца мучителя, а также тема тоталитарного прошлого, не дающего покоя жителям Берлина. Увы, излишние усложнения не идут на пользу картине, а сильно оттягивают неминуемую развязку этого камершпиля. Работая прежде всего на атмосферу, «Синдром» довольно быстро теряет главное — напряжение, которое вроде бы обязано нарастать между насильником и жертвой.
Психологический триллер Шортланд постепенно лишается какого-либо психологизма и превращается в довольно занудную беготню от маньяка по квартире. Однако, благодаря игре Палмер и Римельта за всем этим по-прежнему довольно интересно наблюдать. «Синдром», к счастью, лишен сентиментальности и морализаторства, и весь состоит из полутонов и умолчаний. Но катастрофическая затянутость действия не раз заставит пожалеть, что за очередным многозначительным взглядом героини не следуют финальные титры.