Канны-2025: Сатира на неврозы целой страны, обретение себя и буллинг в духе «Повелителя мух»

На Каннском фестивале состоялись премьеры долгожданных фильмов Ари Астера и Кристин Стюарт, а также убедительной драмы о подростковых издевательствах над сверстниками. KNMN рассказывает с места событий о всех трёх
Канны-2025: Сатира на неврозы целой страны, обретение себя и буллинг в духе «Повелителя мух»

На четвертый день в Каннах показали два фильма, считающиеся одними из самых ожидаемых на смотре этого года. Первый из них — «Эддингтон», четвертый полнометражный фильм американца Ари Астера, известного по своим возвышенным хоррорам «Реинкарнация» и «Солнцестояние». Действие картины развивается в вымышленном городке Эддингтоне в штате Нью-Мексико в начале пандемии. Местный шериф Джо (Хоакин Феникс) настолько устал от глупых мер предосторожности вроде масок, что решил исправить ситуацию радикально — выдвинуться в мэры и стать соперником управителю Теду Гарсии (Педро Паскаль), который и ввёл локдаун. Пока Джо придумывает, как строить кампанию, полицейские убивают Джорджа Флойда, и по всей стране вспыхивает движение Black Lives Matter.

Психологический вестерн Ари Астер вызвал у каннской публики почти семиминутную овацию, что до слёз растрогало звезду фильма Хоакина Феникса
Психологический вестерн Ари Астер вызвал у каннской публики почти семиминутную овацию, что до слёз растрогало звезду фильма Хоакина Феникса

Новый проект Астера резко разделил зрителей. После тщательного изучения неврозов отдельно взятого человека («Все страхи Бо», тоже с Фениксом) режиссёр взялся за непростую задачу — разобраться в неврозах целой страны, которые обострились во время пандемии. Свое выражение на экране нашли не только сами проявления ковида и BLM, но и QAnon и другие конспирологические теории, вездесущие активисты, борющиеся против привилегий, диктатура корпораций и не только. Тяжеловесный фильм расходится так медленно и при этом так насыщен событиями, что из задуманной постановщиком социальной сатиры превращается в фарс, отчего актеры (Феникс, Паскаль, Эмма Стоун, Остин Батлер) совершенно теряются на фоне своих персонажей-функций. Самым удивительным, впрочем, кажется то, что Астер предпочитает не занимать никакую позицию. Вот и получается — громоздкое кино о насущном, которому не хватает идейного стержня.

Экранизации импрессионистских мемуаров культовой писательницы Лидии Юкнавич зал аплодировал шесть минут
Экранизации импрессионистских мемуаров культовой писательницы Лидии Юкнавич зал аплодировал шесть минут

Другая ожидаемая премьера фестиваля — «Хронология воды», дебютный полный метр актрисы Кристен Стюарт, участвующий в программе «Особый взгляд». В основу фильма легла книга мемуаров Лидии Юкнавич, где писательница рассказывает о болезненном детстве, взрослении и попытках обрести себя уже в зрелом возрасте. Пока смотришь фильм, то и дело кажется, что Стюарт хоть и «взяла» для сценария чужую жизнь, но рассказывает прежде всего о себе — настолько искренним и глубоко прочувствованным кажется происходящее на экране. Режиссер-дебютантка при этом не просто переносит на экран историю, но пытается подобрать для этого самобытный киноязык. Ритм монтажа, саунд-дизайн и операторская работа, возможно, иногда сбивают с толку, но оторваться от зрелища все равно невозможно.

Получив сценарий «Проказы» от Чарли Полинджера, Джоэл Эдгертон сначала захотел снять его сам. Когда Полинджер отказался, Эдгертон пообещал ему, что сделает всё, чтобы фильм был снят
Получив сценарий «Проказы» от Чарли Полинджера, Джоэл Эдгертон сначала захотел снять его сам. Когда Полинджер отказался, Эдгертон пообещал ему, что сделает всё, чтобы фильм был снят

Еще одним глотком свежего воздуха стала «Проказа» американца Чарли Полинджера — тоже дебют и тоже «Особый взгляд». Сюжет следует за 13-летним Беном, который прибывает на вторую смену в летний спортивный лагерь, чтобы играть в водное поло. Там ему почти сразу удается найти друзей, но всему есть своя цена — ради внимания однокашников Бен становится булли. Главная жертва — бедный сокомандник с кожным заболеванием, который никак не может исправить свое положение, за что ему и придумали обидную кличку, вынесенную в название фильма. Когда Бен проникается сочувствием к Проказе, то скоро и сам оказывается по другую сторону баррикад — жертвой буллинга со стороны друзей становится он сам.

 

Истории о том, как подростки издеваются друг над другом, стары как мир — вспомнить хотя бы «Повелителя мух». Полинджер выстраивает свой фильм красиво и стильно, но главная особенность, из-за которой он работает, — юные актёры. За каждым закреплено свое амплуа в подростково-тоталитарной группе, и каждый с ним превосходно справляется. Ключевая сцена — резкий монолог Бена, адресованный Проказе в финале, от которого в жилах стынет кровь и в голову волей-неволей приходят подростковые воспоминания, которые есть у каждого.

Поделиться