В недалеком будущем человечество страдает от синдрома ускоренной эволюции: у некоторых людей отрастают неизвестные органы, которые удаляют хирургическим путем. Эти медицинские операции превратились в особый вид перфоманса, а Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) и его партнерша Каприс (Леа Сейду) — звезды этого нового радикального искусства. Обычно Каприс проводит операции по вырезанию новообразований на Соле, но однажды парочка получает предложение провести вскрытие недавно умершего мальчика, который не приобрел новые органы в ходе жизни, а был рожден с ними. Соглашаясь на рискованное предложение, Сол и Каприс оказываются втянутыми в борьбу между подпольным сообществом революционеров, жаждущих окончательно изменить человеческие тела, и новой полицией нравов, стоящей у них на пути.
Дэвид Кроненберг получил известность благодаря разнообразным боди-хоррорам — от «Судорог» и «Бешеной» до «Мухи» и «Экзистенции», — но с началом 2000-х в своих фильмах сосредоточился больше на психологических, а не физиологических трансформациях. «Преступления будущего» в этом смысле — возвращение к корням: здесь в центре внимания находится общество, в котором телесные отклонения рассматриваются как объект искусства, а главная разделительная линия проходит между теми, кто стремится сохранить прежний облик человека, и теми, кто намерен отказаться от него. Хотя потенциально этот сюжет дает широкие возможности для авторских высказываний на злобу дня (вроде сатиры на бодипозитив или споров о репродуктивном насилии), Кроненберг вовсе не стремится спекулировать на сиюминутных темах.
Вместо этого он исследует более фундаментальные вопросы. Один из них — способность людей к эстетизации даже самых мрачных и неприглядных сторон человеческой жизни. Другой — проблема определения человеческой природы: должна ли она оставаться неизменной или, напротив, перемены в ней неизбежны (даже если приведут к превращению людей в другой вид)? Готовых ответов Кроненберг здесь не дает — его фильм приглашает к размышлению, а не развешивает ярлыки.
При этом важно понимать, что «Преступления будущего» хоть и оформлены как детективный триллер, вся история с подпольщиками и полицией здесь служит не более чем фоном, на котором разворачиваются жизни главных героев. Так что ожидать лихо закрученной интриги или динамичного сюжета не стоит — сценарий больше фокусируется на отношениях Сола и Каприс, чем на поисках людей-пластикоедов. Медленный темп развития событий, однако, не нагоняет скуку — во многом благодаря тому, что Кроненберг тщательно исследует быт художников от хирургии, показывая заодно и попытки государства регулировать спонтанные мутации.
С точки зрения стиля «Преступления будущего» выглядят гибридом «Экзистенции» и «Автокатастрофы»: фильм наполнен изобретательным и болезненным эротизмом, равно как и причудливыми образцами биопанка, вроде кресла-личинки или танцующего слепого мутанта с десятком ушей.
Так что теплый прием критиков в Каннах неудивителен: «Преступления будущего» — не только визуально, но и интеллектуально интересное кино, затрагивающее множество любопытных тем.