Рецензия на фильм «Скрежет»

В прокат выходит финский фильм ужасов «Скрежет» — участник «Сандэнса», уже собравший лестные отзывы критиков. О том, чем может быть интересен этот боди-хоррор на семейную тему, рассказывает Дмитрий Соколов.

Двенадцатилетняя гимнастка Тинья (Сиири Солалинна) готовится к предстоящим соревнованиям. Ее мама (София Хейккиля), ведущая популярного видеоблога, настойчиво напоминает дочке о необходимости добиваться успеха и поддерживать форму. Однажды Тинья находит в лесу птичье яйцо и втайне приносит его домой, спрятав в плюшевом медведе. С этого момента образцовая семья начинает рушиться, а таинственное яйцо начинает расти, все больше пугая девочку.

«Скрежет» — дебютный полнометражный проект Ханны Бергхольм, который многим критикам напомнил недавний «Титан». Действительно, как и в фильме Жюлии Дюкурно, здесь семейная драма органично переплетена с боди-хоррором, однако у Бергхольм на переднем плане отношения дочери не с отцом (который в сюжете не играет никакой существенной роли), а с матерью. В этом отношении «Скрежет» больше напоминает гибрид «Черного лебедя» и «Бабадука» — это история о подавленной злости, которая разворачивается на фоне болезненного перфекционизма.

И, в отличие от Дюкурно, Бергхольм намного больше интересует не прозрачность гендерных границ, а отношения главной героини с ее комнатным монстром. Почти все сцены с чудовищем, вылупившимся из яйца — лучшие моменты фильма: чудовище сделано по старинке, с использованием аниматроники, а CGI используется очень редко и аккуратно. При этом долгое время Бергхольм умело выдерживает интригу, балансируя на грани боди-хоррора и психологического триллера, не давая четкого ответа на вопрос — реален птицеподобный монстр или же это игра детского воображения?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В финале интрига разрешается, и, к сожалению, именно в кульминационных сценах «Скрежету» недостает изящества и напряжения. Там, где Дженнифер Кент оставляла простор для интерпретаций, Бергхольм ограничивается прямолинейной метафорой, указывающей на опасность подавленной агрессии. Правда, отличная актерская игра Сиири Солалинна и Софии Хейкилля сглаживает этот недостаток, превращая фильм в притчу о конфликте дочери и матери.

В итоге получился стильный — типично скандинавский по своей атмосфере и акцентам — авторский хоррор. Да, в нем не так много ярких кадров или саспенса, зато есть неплохо выстроенная драма с элементами боди-хоррора про птиц-доппельгангеров. И выглядит это отнюдь не так безумно, как звучит — в самом хорошем смысле.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Рецензии
Встреча со старыми друзьями и крюком в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»
Как жить вместе и срастись телами в ромкоме/боди-хорроре «Одно целое»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?