Рецензия на фильм «ДОМ-ЛОВУШКА»

В прокат выходит камерный триллер, собравший немало лестных отзывов в зарубежной прессе. Подробнее о новом фильме режиссера «Точки кипения» Фила Барантини рассказывает Дмитрий Соколов.

Гарри (Чанил Кулар) приезжает в семейный дом, чтобы присмотреть за собакой, пока родители в отъезде. Уик-энд омрачают лишь новости о жутком теракте в Лондоне, однако вскоре у Гарри появляется куда более серьезный повод для беспокойства. Бывшая одноклассница распространяет в социальных сетях фото подозреваемого, намекая, что тот подозрительно похож на Гарри — и вскоре интернет взрывается мощным потоком хейта в его адрес. А самые активные сетевые линчеватели уже вовсю разыскивают ни в чем не повинного парня, собираясь покарать назначенного соцсетями «террориста». Так что Гарри придется бороться не только за свое честное имя, но и за собственную жизнь.

Фил Барантини, известный благодаря кулинарному триллеру «Точка кипения», в «Доме-ловушке» вновь соблюдает принцип единства места, времени и действия, но на этот раз обходится без съемок одним кадром. Сюжет здесь органично переплетает темы вторжения в дом и цифровой уязвимости, а саспенс нагнетается почти с первых же сцен. Сценарий при этом начисто лишен каких-то извилистых поворотов или твистов, но как раз благодаря своей простоте вся история Гарри выглядит пугающе правдоподобной. В раскаленной атмосфере народного гнева, подогреваемой механизмами соцсетей, вообще очень сложно сохранять здравомыслие и сдерживать эмоции, а для Гарри ситуация к тому же усугубляется его внешностью (нюанс, умело обыгранный в сюжете и важный для мотивации линчевателей).

Кадр из фильма

Кадр из фильма

На этом контрасте беспомощности героя и силы анонимной ненависти построены многие сцены фильма. Продуманный монтаж постоянно давит на нервы: кадры с растерянным Гарри перебиваются кадрами с деловитым поиском его друзей и родственников, из профилей которых затем в два счета извлекается нужная хейтерам информация. Регулярное применение ручной камеры тоже подчеркивает нервозность Гарри, показывая его бесцельные метания из комнаты в комнату на фоне ТВ, где уже вовсю обсуждают причастность парня к теракту. Барантини умудряется показать самые привычные действия (вроде скроллинга новостной ленты или поиска по хэштегу) как звенья в огромной цепи хейта, от которых мороз идет по коже. Но это лишь начало: по мере развития событий травля в соцсетях сменяется для Гарри игрой в прятки на выживание по всему дому. Хотя в этой неравной схватке задействовано всего три персонажа (не считая эпизода с соседкой), напряжение не спадает ни на минуту.

Из каких-то заметных недостатков можно отметить разве что проблемы с освещением в некоторых сценах. Можно удивиться и тому, что родители, оставив сына в доме одного, надолго исчезают из сюжета, хотя в курсе новостей о теракте. Но общая логика фильма от этих шероховатостей никак не страдает. «Дом-ловушка» — едва ли не идеальный фильм о вторжении в дом, дополненный заодно безжалостно точным социальным комментарием об эффективности и безответственности социальных сетей.

Поделиться