Рецензия на фильм «Дьявол»

В один ничем не примечательный день пять человек – девушка, охранник, щеголеватый мужчина в отглаженном костюме, дама постбальзаковского возраста и молодой человек приятной наружности, – застревают в лифте небоскреба. Нежданная неприятность должна быть ликвидирована в кратчайшие сроки, однако причины поломки не обнаружены. Тем временем, в самом лифте начинает происходить что-то странное, выходящее за рамки привычной логики. Набожный сотрудник здания полагает, что случившееся – проделки дьявола. Прибывшие на место детективы придерживаются иного мнения…

«Дьявол» – первая часть трилогии «Хроники Найта», задуманной Шьямаланом несколько лет назад, но после выхода «Повелителя стихий» воспринимаемой скорее как оправдание за последние «подвиги» режиссера. Замысел «Хроник» прост и лаконичен: рассказать зрителю три детективные истории с мистическим душком, сделав ставку не на постановочные спецэффекты, а на его величество саспенс. Обойдясь смехотворными по сегодняшним временам 10 миллионами долларов, шьямалановский протеже Даудли сделал первый ход.

Истории про замкнутое пространство и игру на убывание, во время которой под подозрение подпадают абсолютно все – классический детективный прием, принесший славу многим мастерам жанра. Даудли не стал изобретать велосипед, пытаясь привнести в привычные сюжетные построения что-то своё, а сосредоточился на качестве исполнения. Его «Дьявол» похож на прилежно сделанную работу талантливого подмастерья, не готового браться за большой и глубокий материал, но с удовольствием выполняющего поручения помельче. Балансируя на грани между реализмом (во всем виноват человек) и мистикой (во всем виноват дьявол), режиссер раскручивает событийный маховик картины, успевая вложить в короткий хронометраж (какие-то 75 минут) ровно то, что было ему необходимо. В отличие от большинства работ подобного жанра, «Дьявол» максимально предметен и точен. Очевидно, прием умолчания и витиеватой многозначности не числится в любимчиках Даудли. Возникшие по ходу фильма многоточия будут сжаты к финалу до размеров одной жирной точки.

Делать выводы о трилогии после знакомства с первой частью – дело неблагодарное. Но если воспринимать «Дьявола» как заявку, то стоит признать, что заявка тандема Шьямалан-Даудли вполне обоснована и имеет право на жизнь.

Поделиться