Рецензия на фильм «Гений»

На большие экраны вышла лента «Гений» — очень английская и очень театральная биография американского писателя Томаса Вулфа. Александр Нечаев оценил режиссерский дебют, который перед прокатом показали на Московском кинофестивале.

Забыв про все на свете, литературный редактор Макс Перкинс (Колин Ферт) читает неправдоподобно огромный талмуд молодого автора Томаса Вулфа под названием «О, потерянный» — автобиографический роман, состоящий из прилагательных едва ли не на 70 процентов. Текст кажется Перкинсу талантливым, и о желании опубликовать его он сообщает появившемуся на пороге издательства Вулфу (Джуд Лоу) — экзальтированному нервному юноше, который разговаривает такими же пятиэтажными метафорами, какие использует в своей прозе. Начинающий писатель, исходивший к тому моменту все издательства Нью-Йорка (и везде получивший отказ), поначалу не может поверить своему счастью, однако 500-долларовый аванс убеждает его в серьезности намерений редактора. Спустя девять месяцев на полках книжных магазинов появляется дебютный роман Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» — в процессе работы над рукописью Перкинс не только посоветовал изменить название, но и убедил Вулфа вдвое сократить объем.

Есть, конечно, что-то по-настоящему нездоровое в том, что за историю о становлении, жизни и смерти одного из самых талантливых американских писателей XX века взялись люди, отношения к Соединенным Штатам не имеющие. Майкл Грандэйдж, надумавший на шестом десятке лет дебютировать в кино — один из самых заметных британских театральных режиссеров, поставивший среди прочего едва ли не всего Шекспира во всех приличных английских театрах. Играющие главные роли Джуд Лоу и Колин Ферт — народные артисты Великобритании. В ролях Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Эрнеста Хемингуэя — тоже уроженцы Туманного Альбиона Гай Пирс и Доминик Уэст. Девушку Вулфа играет австралийка Николь Кидман. Единственным человеком, рожденным и выросшим в США среди актеров, играющих заметные роли, оказалась Лора Линни.

Из-за этого фильм с первых же минут превращается в довольно уморительное состязание в изображении американского акцента. Причем артисты делают это так нарочито и показательно, что невольно закрадывается мысль о режиссерском замысле — похоже, привыкший к жирным театральным жестам Грандэйдж решил, что и в кино нужно работать теми же методами.

Это ощущение усиливается чем дальше, тем больше. И дело уже не в нарочитости речевых характеристик героев и даже не в манере игры Джуда Лоу, который каждый раз орет так громко, будто пытается докричаться до воображаемого 16-го ряда. В «Гении» не только манера речи и актерской игры насквозь театральные. Нью-Йорк 30-х тут превращается в мертвую декорацию, плоский задник цвета сепии; Вулф, Перкинс и прочий литературный бомонд Америки того времени здесь не живые люди, а персонажи весьма условной пьесы, каждый из которых существует в рамках строго отведенного им амплуа.

Замысел Грандэйджа понятен: он рассказывает историю о двух людях, самозабвенно отдающихся творчеству и кладущих свои жизни на алтарь писательского искусства. И если один из них в погоне за идеальным текстом пускает под откос собственную личную жизнь и здоровье, то второй, бесконечно сокращая словесные потоки, не только перестает замечать как вырастают его дети, но и начинает задаваться логичным вопросом: а не делает ли он произведения писателей не лучше, а просто другими? Все детали реальной биографии героев, выбивающиеся за рамки этой концепции, Грандэйдж без всякой жалости вычеркивает. Он вообще, судя по всему, ищет легкие и хорошо знакомые пути — кондовый театральный язык, знакомые артисты, сложная и неоднозначная жизнь, утрамбованная в три акта примитивной пьесы.

Эта не самая глупая, но крайне умозрительная конструкция сдобрена щедрой порцией сентиментальности и сделана не без известного мастерства. Поэтому, наверное, практически неизбежно участие «Гения» в грядущей оскаровской гонке. Главный месседж картины, который старательно разжевывает режиссер — за спиной почти всякого выдающегося человека стоит маленький и незаметный, но отнюдь не менее гениальный персонаж — может прийтись по душе дедушкам из Американской киноакадемии. Они ведь любят, когда такие общие места с важным видом первооткрывателей и в доступной форме им рассказывают невесть откуда взявшиеся самозванцы из Великобритании — пример успеха фильма «Король говорит» служит тому прекрасным подтверждением.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Главные темы

Смотреть все
Низкий юмор, патриотизм и соперничество с Голливудом. Что надо знать о самом успешном мультфильме в истории
Статьи
Низкий юмор, патриотизм и соперничество с Голливудом. Что надо знать о самом успешном мультфильме в истории
22 августа в широкий американский прокат вышел самый кассовый фильм года, анимационный эпик «Нэчжа побеждает Царя драконов» — и уже некоторое время его можно посмотреть онлайн. Не переживайте, если вы о нём не слышали — этот китайский фильм сильно меньше известен за пределами страны. Что стоит знать перед просмотром этого мультфильма о персонаже старого романа и почему он привлек зрителей? KNMN рассказывает о пяти простых шагах, которые стоит сделать перед просмотром фильма
Борьба людей и природы, проклятия и необычная история в «Принцессе Мононоке»
Рецензии
Борьба людей и природы, проклятия и необычная история в «Принцессе Мононоке»
Борьба людей и природы, проклятия и необычная история в «Принцессе Мононоке»
Рецензии
Любовные перипетии под французские шлягеры в мюзикле «Рецепт счастья»
Борьба людей и природы, проклятия и необычная история в «Принцессе Мононоке»
Статьи
Экзорцизм пройдя до половины, я очутился в астральном лесу. Обзор новинок российского проката в жанре «хоррор»