Забыв про все на свете, литературный редактор Макс Перкинс (Колин Ферт) читает неправдоподобно огромный талмуд молодого автора Томаса Вулфа под названием «О, потерянный» — автобиографический роман, состоящий из прилагательных едва ли не на 70 процентов. Текст кажется Перкинсу талантливым, и о желании опубликовать его он сообщает появившемуся на пороге издательства Вулфу (Джуд Лоу) — экзальтированному нервному юноше, который разговаривает такими же пятиэтажными метафорами, какие использует в своей прозе. Начинающий писатель, исходивший к тому моменту все издательства Нью-Йорка (и везде получивший отказ), поначалу не может поверить своему счастью, однако 500-долларовый аванс убеждает его в серьезности намерений редактора. Спустя девять месяцев на полках книжных магазинов появляется дебютный роман Вулфа «Взгляни на дом свой, ангел» — в процессе работы над рукописью Перкинс не только посоветовал изменить название, но и убедил Вулфа вдвое сократить объем.
Есть, конечно, что-то по-настоящему нездоровое в том, что за историю о становлении, жизни и смерти одного из самых талантливых американских писателей XX века взялись люди, отношения к Соединенным Штатам не имеющие. Майкл Грандэйдж, надумавший на шестом десятке лет дебютировать в кино — один из самых заметных британских театральных режиссеров, поставивший среди прочего едва ли не всего Шекспира во всех приличных английских театрах. Играющие главные роли Джуд Лоу и Колин Ферт — народные артисты Великобритании. В ролях Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и Эрнеста Хемингуэя — тоже уроженцы Туманного Альбиона Гай Пирс и Доминик Уэст. Девушку Вулфа играет австралийка Николь Кидман. Единственным человеком, рожденным и выросшим в США среди актеров, играющих заметные роли, оказалась Лора Линни.
Из-за этого фильм с первых же минут превращается в довольно уморительное состязание в изображении американского акцента. Причем артисты делают это так нарочито и показательно, что невольно закрадывается мысль о режиссерском замысле — похоже, привыкший к жирным театральным жестам Грандэйдж решил, что и в кино нужно работать теми же методами.
Это ощущение усиливается чем дальше, тем больше. И дело уже не в нарочитости речевых характеристик героев и даже не в манере игры Джуда Лоу, который каждый раз орет так громко, будто пытается докричаться до воображаемого 16-го ряда. В «Гении» не только манера речи и актерской игры насквозь театральные. Нью-Йорк 30-х тут превращается в мертвую декорацию, плоский задник цвета сепии; Вулф, Перкинс и прочий литературный бомонд Америки того времени здесь не живые люди, а персонажи весьма условной пьесы, каждый из которых существует в рамках строго отведенного им амплуа.
Замысел Грандэйджа понятен: он рассказывает историю о двух людях, самозабвенно отдающихся творчеству и кладущих свои жизни на алтарь писательского искусства. И если один из них в погоне за идеальным текстом пускает под откос собственную личную жизнь и здоровье, то второй, бесконечно сокращая словесные потоки, не только перестает замечать как вырастают его дети, но и начинает задаваться логичным вопросом: а не делает ли он произведения писателей не лучше, а просто другими? Все детали реальной биографии героев, выбивающиеся за рамки этой концепции, Грандэйдж без всякой жалости вычеркивает. Он вообще, судя по всему, ищет легкие и хорошо знакомые пути — кондовый театральный язык, знакомые артисты, сложная и неоднозначная жизнь, утрамбованная в три акта примитивной пьесы.
Эта не самая глупая, но крайне умозрительная конструкция сдобрена щедрой порцией сентиментальности и сделана не без известного мастерства. Поэтому, наверное, практически неизбежно участие «Гения» в грядущей оскаровской гонке. Главный месседж картины, который старательно разжевывает режиссер — за спиной почти всякого выдающегося человека стоит маленький и незаметный, но отнюдь не менее гениальный персонаж — может прийтись по душе дедушкам из Американской киноакадемии. Они ведь любят, когда такие общие места с важным видом первооткрывателей и в доступной форме им рассказывают невесть откуда взявшиеся самозванцы из Великобритании — пример успеха фильма «Король говорит» служит тому прекрасным подтверждением.
- О фильме
- Создатели и актеры
- Видео
- Рецензия
- Кадры
- Публикации
- Фильм в коллекциях
- Смотреть онлайн
-
Еще
- От режиссера
- Похожие фильмы
- Награды
- Постеры
Рецензия на фильм «Гений»
На большие экраны вышла лента «Гений» — очень английская и очень театральная биография американского писателя Томаса Вулфа. Александр Нечаев оценил режиссерский дебют, который перед прокатом показали на Московском кинофестивале.
8 ИЮЛЯ 2016
Текст: Александр Нечаев

Далее по теме

Кастинг дня. Кеннет Брана в «Дьявол носит Prada 2», каст байопика группы Scorpions и др.
Кеннет Брана присоединился к актёрскому ансамблю комедии «Дьявол носит Prada 2» — он сыграет мужа Миранды Пристли (героини Мэрил Стрип). Студия Disney официально объявила о старте съёмок сиквела и подтвердила, что Энн Хэтэуэй, Эмили Блант, Стэнли Туччи и, конечно же, Стрип вернутся к своим ролям. Первый фильм вышел в 2006 году и стал большим хитом студии Fox, заработав в мировом прокате $326,7 млн при $35-миллионном бюджете. Сиквел расскажет о том, как Пристли, возглавляющая редакцию глянцевого журнала о моде, и её подчинённые справляются с закатом эпохи печатных СМИ. Виола Дэвис и Яхья Абдул-Матин II исполнят главные роли в триллере «Игорный дом» (House of Games) — ремейке одноимённого режиссёрского дебюта Дэвида Мэмета. В центре сюжета — женщина-психотерапевт, которая сближается с одним из своих пациентов, профессиональным мошенником. В оригинале 1987 года главных героев сыграли Линдси Краус и Джо Мантенья. Ремейк выпустит студия Amazon MGM. Энни Бэйкер (писательница по первой профессии, лауреатка премии Пулитцера и стипендии МакАртура), снявшая свой первый фильм «Планета Джанет» на студии А24, здесь же поставит по собственному сценарию и второй — «Ancient History». Главные роли в картине закреплены за Софией Лиллис и Дэниэлом Золгадри. Детали сюжета держатся в секрете. Производством займётся Present Company. Завершён основной кастинг анонсированного год назад байопика группы Scorpions, королей немецкого хард-энд-хеви и фаворитов советских и постсоветских меломанов. Вокалиста Клауса Майне изобразит Людвиг Трепте (на фото), ритм-гитариста Рудольфа Шенкера — Александр Дреймон, лид-гитариста Маттиаса Ябса — Эд Спелирс, а ударника Германа Раребелла — Люк Брэндон Филд. Доминик Уэст сыграет менеджера группы Дока МакГи. Мартин Фриман и Иэн Армитедж сыграют главные роли в психологическом триллере «The Adam Trials». Командовать на съёмочной площадке будет Бен Кетай. В центре сюжета — родители (Фриман сыграет отца, актрису на роль матери ещё ищут), готовые на всё, чтобы спасти неизлечимо больного сына (Армитедж). Они соглашаются испытать на мальчике экспериментальную нанотехнологию, которая даёт результат, но слишком дорогой ценой.
30 ИЮНЯ

Воспоминание дня. На съёмках драмы «Мандерлей» Ларс фон Триер оскорблял отца Брайс Даллас Ховард, чтобы та разозлилась
В интервью британской The Times Брайс Даллас Ховард вспомнила об инциденте с Ларсом фон Триером на съёмках картины «Мандерлей». До полномасштабной вражды, как это было у датчанина с Бьорк на площадке «Танцующей в темноте», конечно дело не дошло, но свою конфликтную ситуацию Ховард всё же получила. Ховард сообщила, что фон Триер организовал для неё стрессовую ситуацию чуть ли не в первый же день съёмок. Как только Брайс прибыла на съёмочную площадку, датчанин, чтобы увидеть молодую актрису рассерженной, тут же принялся оскорбительно высказываться о её отце, режиссёре «Игр разума» и «Кода да Винчи» Роне Ховарде. Но Брайс оказалась крепким орешком: Он начал оскорблять меня: «Твой отец — ужасный режиссёр». Я спросила его: «Ларс, чего ты добиваешься?» Он ответил: «Хочу увидеть твоё сердитое лицо. Я ещё не знаю, как оно выглядит». Но оскорбления в адрес Рона Ховарда фон Триеру достичь цели не помогли, поэтому он прибег к более грубому методу — выплеснул актрисе в лицо стакан воды. Брайс в долгу не осталась: Я тоже плеснула ему водой в лицо. Он спросил: «Зачем ты это сделала?» А потом встал и ушёл. Таким оказалось моё знакомство с методом Ларса фон Триера, но кончилось это не тем, что я ушла в свою комнату и разревелась. Нет, я была в каком-то смысле восхищена. «Мандерлей» (2005) — вторая часть незавершённой трилогии фон Триера «США — страна возможностей». Съёмки картины, по меркам фильмографии датчанина, были не самыми сложными в эмоциональном плане: с Брайс Даллас Ховард, например, режиссёр в итоге нашёл общий язык. Однако трудностей хватало. Так, Джон К. Райли покинул проект из-за того, что на съёмочной площадке был убит осёл. Джеймс Каан наотрез отказался от работы в картине, когда прочёл сценарий — будучи консерватором и патриотом, он посчитал историю слишком антиамериканской (его заменил Уиллем Дефо). Наконец, Николь Кидман, сыгравшая главную героиню в «Догвилле» (первой части трилогии), не смогла вернуться к роли из-за занятости в других проектах — ей на смену и пришла Ховард.
9 ИЮНЯ

Эмоция дня. Рене Зеллвегер расплакалась, снимаясь в последней сцене с Колином Фёртом в «Бриджит Джонс 4»
Общаясь с аудиторией после недавнего специального показа ленты «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки», Рене Зеллвегер поделилась воспоминаниями о работе над фильмами франшизы. А точнее — поделилась эмоциями, которых за 24 года существования романтической серии у актрисы накопилось немало. В частности, Зеллвегер вспомнила о своей первой встрече с Хью Грантом на съёмочной площадке «Дневника Бриджит Джонс» четверть века назад. Оказалось, что Зеллвегер была большой фанаткой Гранта: англичанин был старше её всего на девять лет, но уже успел прославиться. Во время учёбы в колледже Рене жила над кинотеатром, где крутили независимое кино, и смотрела все британские фильмы, которые там показывали — в том числе «Мориса» и «Экспромт» с участием Гранта. Перед встречей с британцем актриса жутко волновалась: Я так нервничала, я просто не хотела выставить себя дурочкой. Но у меня не получилось. Я думала: «Боже, какой же он красавчик! И я буду сниматься с ним в одном фильме?» А самым свежим впечатлением Рене стала совместная сцена с Колином Фёртом, исполнившим во франшизе роль Марка Дарси, мужа Бриджит. Во время событий «Без ума от мальчишки» (четвёртого фильма серии) героиня Зеллвегер уже вдова, и покойный муж появляется в её видении. Актриса не подозревала, что испытает такую бурю чувств от этой прощальной сцены с Фёртом — она не смогла сдержать слёз, хотя это не было предусмотрено сценарием, ведь за четыре года без Дарси Бриджит справилась с горем утраты и не должна была реагировать так остро. Зеллвегер считает, что такое экспрессивное проявление любви к персонажу граничит с безумием: Когда я его увидела там, на тротуаре, в костюме Марка Дарси, с этим его портфелем и в пальто, это меня так зацепило. Я не ожидала, что так эмоционально восприму конец путешествия с моим другом, вдруг осознав: «Стоп, вот сейчас он сыграет эту финальную сцену, и всё?» Этот финальный аккорд оказался ударом под дых. <…> Наверное, я сумасшедшая, потому что, похоже, люблю вымышленного героя.
3 ИЮНЯ
Показать еще
Главные темы
Смотреть все
«Наверное, вы еще не готовы к этому, но вашим детям понравится». «Назад в будущее» — 40 лет
3 июля 1985 года – ровно 40 лет назад – на экраны вышла первая часть трилогии «Назад в будущее», ставшая культовым и кассовым хитом. В специальной галерее KNMN вспоминает иконические моменты, (не)удачные предсказания и стилистические находки ностальгической франшизы
3 ИЮЛЯ

Оголтелые британцы посреди великого ничего и горы черепов в «28 лет спустя» Дэнни Бойла
3 ИЮЛЯ

Пьяный поэт и знакомство с родителями в «Что эта природа говорит тебе» Хон Сан-су
2 ИЮЛЯ

Со взрывом и со всхлипом: К юбилею Изабель Аджани
30 ИЮНЯ