Два возрастных коммивояжера пытаются продать «мешочек со смехом», клыки вампира и резиновые маски, годящиеся разве что для ограбления банка... В некой лаборатории ведутся эксперименты над безобидной мартышкой... Упитанный мужчина пытается открыть бутылку вина... Глава (судя по виду) какой-то корпорации или банка с пистолетом в руке размышляет о самоубийстве... Молодая парочка уединяется на пляже, но намечающемуся интиму мешает взятая на прогулку собака... Шведский король Карл XII заезжает (буквально, на коне) в пивбар перед исторической битвой под Полтавой... Жизнь идёт своим чередом, она по-прежнему грустна и печальна.
Новый фильм
Роя Андерссона является заключительной частью своеобразного триптиха, начатого 15 лет назад «
Песнями со второго этажа». В 2007-м «
Ты, живущий!» расширил рамки авторского замысла, а «Голубь...», в этом смысле, подводит жирную черту под растянувшимся на внушительный срок высказыванием. При этом на формальном уровне между первым, вторым и третьим почти невозможно обнаружить какой-либо существенной разницы. Режиссёр верен себе: снятые одним планом зарисовки, трагикомический фон, нелепые персонажи.
Проще всего при подобных исходных данных упрекнуть шведа в очевидном самоповторе. И для этого, право слово, имеются какие-никакие основания. Однако, подобные контраргументы терпят полное фиаско при встрече с собственно материалом. Да, возможно
Андерссон использует один и тот же приём, но делает это настолько тонко, точно и пронзительно, что сменяющийся калейдоскоп мини-скетчей (назвать их можно и так) хочется смотреть бесконечно долго, растягивая удовольствие на предельно возможный промежуток времени.
Диспозиции режиссёра не претерпели никаких изменений со времен «
Песен...». Он всё так же воспринимает окружающую действительность сквозь призму мудрого пессимизма, грустно подсмеиваясь над человеческими слабостями и ища хоть что-то, что способно вызвать гордость за весь людской род. Поводов для гордости не находится, но является ли это проблемой
Андерссона или всех нас — ещё очень большой вопрос.
Замысловатое название фильма видится таковым только в первом приближении. Совершенно очевидно, что на ветке сидит (размышляя о бытии) совсем не голубь, а сам режиссёр. И это тот редкий случай, когда человек занимает — только и исключительно — своё место.