Отец и сын против Америки в «Свободных людях»

Появился в сети, а в начале августа будет идти в прокате психологический трукрайм-триллер с Ником Офферманом и Деннисом Куэйдом. KNMN приходит к вердикту, что история безумного борца с системой работает, несмотря на некоторую клишированность режиссёрских решений

Джерри Кейн (Ник Офферман) учит и воспитывает сына Джозефа (повзрослевший Джейкоб Тремблей из «Доктора Сна» и «Комнаты») своими силами — в недоверии к государству и всему, что оно олицетворяет. То есть буквально следует завету, изложенному в песне трэш-металлических титанов Megadeth, “Don’t ask not what you can do for your country/ask what your country can do for you”i. Правда, когда к Кейнам приходят люди из банка и говорят, что скоро выселят их из неопрятного замусоренного дома, только сын относится к их словам всерьёз. Джерри абсолютно уверен, что у него есть право не подчиняться представителям власти, потому что он состоит в движении «свободных людей». Также он проводит семинары по просторам Америки, где делится своей сомнительной философией со всеми желающими — фактически продавая концепцию американской мечты, критикуя банки и уверяя, что Бог не осудит, если ты не заплатишь по счету.

«Свободные люди» — реально существующее неформальное общественное движение граждан Америки, не признающих авторитет правительства. Его аналоги есть в Австралии, Великобритании и Канаде
«Свободные люди» — реально существующее неформальное общественное движение граждан Америки, не признающих авторитет правительства. Его аналоги есть в Австралии, Великобритании и Канаде

По мнению Джерри, имя человека на бумаге — не сам человек, поэтому документы ничего не доказывают. А кто пытается вас заставить платить — фашист. Эта смесь теории заговоров, левацкого популизма и истинно американской фиксации на защите своей собственности (если надо — с оружием в руках) звучит как откровенное безумие. Подросток Джо с аккуратной солдатской стрижкой понимает, что отец ведёт себя неадекватно, и даже оспаривает его авторитет, но дисциплина всё же превыше всего, как и сыновняя любовь. Тремблей, выросший в худощавого кадыкастого подростка, малыми средствами доказывает, что не растратил актерского таланта, но главный тут всё же Офферман.

Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Трайбека»
Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Трайбека»

Все его взгляды исподлобья, осанка и гримасы лишь отчасти скрывают постоянно сдерживаемую ярость персонажа, без переигрывания и комизма, а в некоторых сценах он даже вызывает сочувствие. В параллельной сюжетной линии шеф полиции Арканзаса Джон Бучар (Деннис Куэйд) тоже учит своего сына-подчиненного (сильно поправившийся Томас Манн), но другому — как обращаться с грудным ребёнком. Слова репортёра о гибели двух полицейских и окаменевшее в скорби лицо героя Куйэда в начале фильма сразу же подсказывают внимательному зрителю, чем закончится эта история.

 

Признаться, такие драматургические костыли несколько портят дебют режиссёра и автора сценария Кристиана Суигала, снявшего кино по реальному случаю перестрелки в Западном Мемфисе в 2010 году между воинственным гражданином и полицией. Но даже и в таком предсказуемом виде кино держит в напряжении до самого финала, особенно зрителя, живущего за пределами Америки и не слышавшего про это преступление.

 

В какой-то момент кажется, что картина встанет на схожие рельсы с «Любой ценой», где сердца создателей Дэвида Маккензи и Тейлора Шеридана были не с банками, а с благородными грабителями, борющимися за собственное ранчо. Но Суигал не решается зайти в симпатии к вооруженному и ненормальному герою слишком далеко. Да, Джерри Кейн подобен загнанному зверю и потому особенно опасен. И таких Джерри, разочарованных в родном государстве, не один и не два. Достаточно почитать новости.

Поделиться