Так уж повелось, что у каждого смурфика есть какой-то врождённый талант — присущая только ему особенность, из-за которой он в итоге получает имя. Кто-то постоянно ворчит, кто-то засыпает на ходу, кто-то силен, а кто-то мастерски подражает звукам. Безымянный смурфик (Джеймс Корден) похвастаться подобным не может: он перепробовал не одну сотню хобби, но ни в одном не нашёл себя — так и остался без прозвища. Однажды ноунейм всё же открывает в себе магическую силу — и радостное открытие почти сразу оборачивается катастрофой. На след волшебной деревни выходит злой колдун Разафель (Джон Пол Карлиак), который давно мечтает выкрасть у смурфиков один из четырех волшебных фолиантов — с их помощью можно подчинить себе весь мир. Книгу он не находит, зато похищает Папу Смурфа (Джон Гудмен). Теперь безымянному смурфику, Смурфетте (Рианна) и остальным жителям деревни предстоит отправиться в опасное путешествие, чтобы разрушить коварные планы злодея.

Мюзикл «Смурфики в кино» — мягко говоря, смелая попытка реанимации одного из самых узнаваемых поп-культурных символов Бельгии для западного зрителя. Герои авторства Пейо (Peyo) давно стали международным брендом: в США синие человечки появились в 1970-е и полюбились публике. Однако за последние два десятилетия американская индустрия скорее нанесла франшизе урон. В 2011 году, после длительных разбирательств с правами, вышел полнометражный фильм с Нилом Патриком Харрисом, где волшебные существа оказываются в реальном мире. Негативные отзывы — не столько из-за гибридной формы, сколько из-за сомнительного содержания — ознаменовали не самый удачный старт новой главы. Позже последовал сиквел, но от триквела студия отказалась и перезапустила франшизу в виде CGI-ленты (2017), которая тоже не нашла отклика. Новое вторжение смурфиков на западный рынок выглядело маловероятным.
Тем не менее Paramount Animation и Nickelodeon Movies решили попробовать снова. Следуя негласной традиции, на роль единственной героини снова позвали поп-звезду: после Кэти Перри и Деми Ловато — Рианну. В режиссерское кресло сел Крис Миллер («Кот в сапогах»), а сценарий написала Пэм Брэйди, соавторка «Южного Парка».

Скрипт — пожалуй, самая слабая часть ребута. Брэйди пытается и бережно ввести новичков в смурфический лор, и не наскучить тем, кто уже знаком с оригиналом. Первая часть задачи удаётся: экспозиционная песня, в которой каждый смурфик представляет свой талант, моментально задает нужный ритм. Но злодейская линия будто оставлена без внимания. Гаргамель и его рыжий кот ушли на задний план, им на смену пришел Разафель, который, как вскользь упоминается, приходится Гаргамелю братом. Кто он, что им движет, почему он охотится за смурфиками, если не брать в расчёт магический фолиант, — всё это остается за кадром.
Сюжет же укладывается в привычные рамки приключенческого семейного анимационного кино. Похищение Папы Смурфа становится мотором действия, дальше — несколько обязательных остановок в экзотических локациях (Париж, австралийский буш), ближе к концу — эпизод с параллельными вселенными, где смурфики появляются в разных визуальных стилях. Всё это не раздражает, но и не захватывает. Фильм затрагивает темы поиска себя и инаковости: безымянный смурфик чувствует себя лишним в обществе, и Смурфетта, созданная Гаргамелем из глины, тоже переживает кризис идентичности. Увы, столь важные темы сводятся к паре монологов и не самым выразительным песням — и кажутся скорее формальной уступкой, чем подлинной эмоцией.

Зато визуально фильм выигрывает у предшественников. Создатели нашли почти редкий для мейджор-анимации баланс между олдскульной эстетикой и современными инструментами — куда более удачный случай, чем версия 2011 года. Смурфики выглядят не просто мило, а живо и выразительно: пластичные 3D-модели с чуть угловатыми очертаниями удачно сочетаются с нарочито плоскими, комиксовыми элементами вроде деталей мимики. Это визуальное соединение 2D и 3D не только отсылает к бельгийским корням франшизы, но и позволяет избежать стерильности, в которую нередко проваливаются мультфильмы крупных студий. (Западные критики, впрочем, с этим скорее не согласятся.)
На бумаге главным событием в касте была, конечно, Рианна: она озвучила Смурфетту и записала оригинальную песню —
Friend of Mine. На деле ни то, ни другое особого впечатления не производит. Смурфетта здесь — почти декоративный персонаж: харизмы не хватает, сюжетной функции — тоже, а сам факт, что ее единственным «талантом» снова становится женственность, все-таки вызывает вопросы. Баллада, на которую, судя по всему, делалась серьезная ставка, растворяется в повествовании и забывается уже к середине трека.

Зато остальные актеры кастинга — настоящий подарок. Джеймс Корден прекрасно справляется с ролью: его интонации передают путь безымянного героя от растерянности к уверенности. Ник Офферман особенно хорош в образе Кена — брата Папы Смурфа, выживальщика с рыжей бородой, очевидного духовного родственника Рона Свонсона. Наташа Лионн в своей привычной манере играет Маму Пут — харизматичную, слегка пугающую предводительницу племени австралийских смурфиков-дрифтеров, которая привносит в действие нужный градус хаоса.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
В «Смурфиках» почти всё работает через раз: сюжет — предсказуем, песни — невыразительны, а разговоры о самоопределении — скорее формальность. Но при этом в фильме нет той аляповатости и зловещей механистичности, от которой страдали прошлые адаптации. Новая версия выглядит живее, цельнее и местами — даже обаятельнее. Возможно, именно это делает ее не таким уж провалом, каким она могла бы быть при других вводных.