СССР. Середина 70-х. Студент Сергей Нарбеков замечает на своём курсе Люду Белецкую, что вызывает у молодого человека прилив чувств и сил, для достижения поставленной цели. Цель, понятное дело, одна – подружиться с симпатичной девушкой, добившись её расположения. Романтический порыв будет сопровождаться множеством житейских ситуаций, знакомых каждому, кто хоть раз был влюблён, и был молод. Советская империя ещё дышит полной социалистической грудью, мечтая о грядущей (вот-вот, совсем близко!) эре коммунизма. До исчезновения со всех географических карт и глобусов стране остаётся каких-то 17 лет.
После ряда компрометирующих автора «Курьера» и «Города Зеро» киноработ, Карен Шахназаров обращается к жанру ретродрамы, повествуя о вечном в уже историческом антураже 1970-х годов. Выбранное время, конечно, не случайно. Рассказ о жизни современной молодёжи режиссёру не интересен. Впрочем, возможно, Шахназарову не интересна действительность, в которой живут, влюбляются, ссорятся, дерутся, учатся, мирятся нынешние студенты. Карен Георгиевич слишком умён (по-режиссёрски), чтобы тратить время на ещё один пересказ банальностей о неразделённом чувстве и т.п. Название ленты недвусмысленно даёт понять – это кино об эпохе, и только потом о подзабытых деталях эту эпоху овеществляющих.
Говоря не о содержании, а о контексте, трудно (если вообще возможно) не заметить переклички «… империи» с главным скандалистом 2007-го – балабановским «Грузом 200». В отличие от Алексея Октябриновича, выносящего суровый приговор последней пятилетке советской власти (желанная либералами метафора о путинской «тирании» умирает вместе с финальным титром, указывающим год), Карен Георгиевич вспоминает годы юности своей с явной теплотой и ностальгией. Да, перегибов хватало уже тогда, но когда тебе чуть за 20, и ты влюблён – всё остальное может подождать. В таком подходе открываются и различия, разводящие картины по разные стороны баррикад. Балабанов снимал кинопамфлет с претензией на жизненность, Шахназаров без болезненных экзальтаций снял кино о жизни.
Как известно, лучший способ оправдать историческую эпоху – это показать её глазами молодых, ибо в молодости абсолютно всё несколько лучше, прекраснее и замечательней, чем есть на самом деле. Готовый упрёк, желанное замечание, но к фильму Шахназарова не относящееся. Упрекнуть Карена Георгиевича в выполнении некоего политического заказа было бы глупым и наивным шагом, прежде всего потому, что режиссёр «Цареубийцы» и «Зимнего вечера в Гаграх» снял очень добротное и качественное кино. По нашим временам это железное алиби и контраргумент в одном флаконе.