Бен (Вигго Мортенсен с бородой) и его жена Лесли (Трин Миллер) живут и воспитывают шестерых детей в лесной глуши: добровольные затворники занимаются натуральным хозяйством, промышляют охотой и лазают по местным скалам. Попутно детишки осваивают древние навыки выживания — от приемов рукопашного боя до курсов кройки и шитья. Понятное дело, в школу никто не ходит: Бен занимается образованием потомства самостоятельно и довольно успешно — правда, согласно собственным убеждениям, с левым уклоном. Делать это он вынужден в одиночку, поскольку Лесли угодила в психиатрическую лечебницу. Как оказалось, для лечения биполярного аффективного расстройства, отягощенного склонностью к суициду, свежего лесного воздуха и песен у костра недостаточно. Вскоре Бен узнает, что жена все-таки наложила на себя руки, и ее отец (Фрэнк Ланджелла) не горит желанием видеть «хиппанутого» зятя на похоронах. Более того, тесть намерен похоронить буддистку Лесли по христианскому обряду, и Бен, несмотря на все запреты, все-таки загружается с детишками в собственный автобус и отправляется в дальний путь.
«Капитан Фантастик» легко вписывается в популярный подвид американского инди, который условно можно обозначить формулировкой «семейка с приветом», но начинающий режиссер Мэтт Росс, вчерашний актер третьего ряда, явно хочет большего. Тут и намек на то, что в регламентированном современном обществе (разумеется, насквозь потребительском и карикатурно отталкивающем) воспитание детей трансформировалось в конвейерное производство легко управляемого электората. И горькое сожаление о наивности и несостоятельности тех форм свободомыслия, которые благополучно разбились о быт еще в далекие 1970-е. И утопическая попытка соорудить жизнеспособный симбиоз внешнего конформизма и внутреннего бунта. Что самое забавное, это именно та сделка, на которую в итоге пошел и сам Росс в своей ленте.
Мир первой половины ленты «Капитан Фантастик», собственно, и есть маленькая дикая утопия, где, например, отец может без стыдливых анекдотических метафор объяснить 8-летней дочери, что такое половой акт. Здешние детишки посвящают уйму времени не видеоиграм, а чтению (в кадр угодили «Братья Карамазовы», «Миддлмарч», «Лолита» и комикс «Маус»). А взросление тинейджера, у которого главный саундтрек жизни — не R&B или калифорнийский поп-панк, а вариации Гольдберга в исполнении Гленна Гульда, обозначается не интересом к модным шмоткам и пропаданием в соцсетях, а переходом от троцкизма к маоизму (да, с юмором тут все более-менее в порядке). Само собой, вся эта причудливая идиллия ни черта не стоит без социализации, и тут-то Росс и заходит в некоторый тупик. Меняя вектор, он с тем же (если не с еще большим) рвением, с которым гнобил общество потребления, набрасывается на эскапизм Бена и принимается подталкивать своего героя, а заодно и себя самого, к компромиссным решениям.
В попытке организовать ситуацию, в которой и волки оказались бы сыты, и овцы целы, Росс начинает притягивать за уши одну «примиряющую» сцену за другой. Конфликт, который мог бы разгореться до зашкаливающей температуры действительно важного высказывания, вдруг упаковывается в характерное для американского инди травоядное драмеди: в ход идут настолько очевидные и прямолинейные метафоры, что, когда Бен сбривает бороду, становится окончательно ясно, что все потеряно не только для него, но и для зрителя, рассчитывавшего на небанальную историю.
Впрочем, если закрыть глаза на упущенные возможности (что, видимо, и сделало жюри каннского «Особого взгляда», выдав картине приз за режиссуру), то «Капитан Фантастик» запросто может показаться симпатичным и блестяще разыгранным кино — уж если Росс где-то и промахнулся, то с актерским ансамблем во главе с харизматичным Мортенсеном попал в яблочко.
Рецензия на фильм «Капитан Фантастик»
В скромный прокат выходит очередное инди — «Капитан Фантастик», лента начинающего режиссера Мэтта Росса с Виго Мортенсеном в роли бородатого и многодетного хиппи. Насколько удалось актеру выдержать заявленную бескомпромиссность — оценил Дмитрий Молчанов.

Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»

Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса