Меч, магия и бронелифчик в фэнтезийном боевике «Рыжая Соня»

В прокате идет новая адаптация приключений знаменитой воительницы, на этот раз сражающейся против наступления передовых технологий. Насколько (не)удачной получилась модернизированная версия фем-фэнтези – читайте в нашей рецензи

Привычная жизнь племени гирканцев – трудолюбивых и мирных жителей гигантского леса – навсегда меняется, когда на их земли вторгается армия императора Дрэйгана (Роберт Шихан), безжалостно уничтожающая всё и всех на своем пути. Девочка Соня (Матильда Лутц), чудом уцелевшая во время нападения, скрывается от налётчиков в чаще, и выживает, став опытной охотницей. После того как Соня нападает на имперский аванпост, войска императора захватывают её в плен, и она превращается в рабыню, вынужденную сражаться на гладиаторской арене. Но вечно оставаться заложницей чужих садистских игр Соня не собирается: хитроумная бунтарка постепенно собирает вокруг себя других бойцов и готовит восстание против императорской тирании.

На роль Рыжей Сони рассматривались кандидатуры Меган Фокс и Эмбер Херд

На роль Рыжей Сони рассматривались кандидатуры Меган Фокс и Эмбер Херд

40 лет назад на экраны вышел первый фильм о фэнтезийной героине, возникшей благодаря наследию писателя Роберта Говарда: в 1930-х он придумал не только знаменитого варвара Конана, но и Рыжую Соню из Рогатино, хотя она была тогда авантюристской из Центральной Европы, жившей в середине XVI века, и сражалась не с мифическими чудищами, а с вполне реальными армиями османов. Уже в 1970-х предысторию рыжеволосой фурии переработали для комиксов Marvel, сделав её подругой Конана и подарив фирменный бронелифчик, едва прикрывающий выдающуюся грудь. Так что экранизация 1980-х опиралась именно на образ из комиксов, намного более известный и востребованный, чем тот, что изначально замыслил Говард. 


Обновленная «Рыжая Соня» тоже оформлена как фэнтезийный экшен, однако на этот раз в центре внимания сюжета – становление героини на фоне конфликта магии с технологиями. Дрэйган покорят одно племя за другим, используя богатый арсенал передовой военной техники, от катапульт до передатчиков, управляющих чужим сознанием. Соня и ее отряд тем временем полагаются на связь с природой, организуя партизанские вылазки в тыл врага, и защищая древний лес, где скрываются уцелевшие гирканцы. Увы, если вам уже представляется интенсивная и жестокая мясорубка в стиле первой части «Конана» или какой-нибудь лихой фэнтези-малобюджетки типа «Завоевание» — не стоит даже думать в эту сторону. «Рыжая Соня» намного скромнее по размаху фантазии, намного застенчивее по части кровопролития, и, наконец, намного схематичнее в сценарии. 

Это — первый фильм о Рыжей Соне, получивший рейтинг R

Это — первый фильм о Рыжей Соне, получивший рейтинг R

Для начала, сюжетная динамика здесь хоть и выстроена грамотно (за два часа нет особых провисаний), фильм пестрит не то что даже клишированными, а очень наивными диалогами. Если злодейский император еще способен изъясняться как-то внятно, то Соня либо толкает друзьям пафосные речи о борьбе, либо читает врагам лекции по этике. Особенно такой подход режет уши в финале, когда рыжая охотница обличает императора словами из памфлетов то ли эпохи позднего Брежнева, то ли раннего Наполеона. При этом концептуально сценарий неплох, и вскользь, но касается многих любопытных тем – например, женской солидарности даже в разгар войны, или противоборства между жестокой, но плодотворной экспансией технологий и сохранением гуманистической архаики, препятствующей любому развитию. То, что фэнтезийный жанр способен вмещать социальный комментарий, доказал еще Джон Милиус в своем «Конане-Варваре», однако в «Рыжей Соне» нет никаких серьезных попыток исследовать мельком обозначенные вопросы. Даже абрис характера главной героини – выражающей женственность через сочетание сексуальности и силы – дан настолько крупными мазками, что за ее историей не ощущается сколь-нибудь цепляющей личной драмы, вопреки куче травм, от потери родителей через опыт рабства и до утраты своего народа.


В результате самой интересной (и трагичной) героиней оказывается Аниссия (Уоллис Дэй), подручная императора, страдающая от демонических голосов в своей голове, и беззаветно преданная своему господину. Холодная блондинка резво скачет на верной лошади, разгуливает в стильной белоснежной шубе и сохраняет невозмутимость даже в разгар битвы, когда под ухом свистят стрелы, вокруг пылает лес, а Соня размахивает мечом прямо перед глазами. Император же получился не страшным, а смешным за счет своей гротескной истеричности: можно поверить, что подобный человек обожает технику и копаться в книгах, но поверить в его лидерские качества куда сложнее.

Режиссёр М. Дж. Бассетт рассказала, что, когда она пришла на работу, то переписала большую часть сценария, чтобы убрать некоторые моменты, заложенные в предыдущих сценариях. Любая форма изнасилования, используемая в качестве мотивации персонажа, или ненужная нагота были исключены, чтобы дать персонажу более развернутую предысторию

Режиссёр М. Дж. Бассетт рассказала, что, когда она пришла на работу, то переписала большую часть сценария, чтобы убрать некоторые моменты, заложенные в предыдущих сценариях. Любая форма изнасилования, используемая в качестве мотивации персонажа, или ненужная нагота были исключены, чтобы дать персонажу более развернутую предысторию

Что касается боевых сцен, то с ними дела обстоят получше. В фильме хватает драк и сражений, некоторые из которых поставлены добротно. Соня то и дело рубит имперских солдат мечом, пока ее соратники насаживают врагов на копья и сносят им с плеч головы точными ударами. А в ходе налета на имперский форт ближе к концу будет длинная череда поединков на мечах и пальбы из лука. Особо стоит отметить финальное сражение между Аниссией и Соней (тут на редкость удачно использован героический конь!), а также битву с гигантским циклопом на арене, когда монстр неистово топчет всех вокруг огромным лапищами. Правда, иногда экшен-сцены подпортил монтаж, то скрывающий особо смачные удары, то перебрасывающий сразу к следующему эпизоду, оставляя в легком недоумении: к примеру, неясно, что же в конце концов случилось с разъяренным циклопом. 


Заявка на эпический масштаб и стиль тоже худо-бедно поддерживается. Есть и симпатичная деревня гирканцев, и красиво изображенное святилище их богини, а также пара-тройка внушительных крепостей и покоев императора. То же самое тут можно сказать и про костюмы. Не все персонажи выглядят запоминающимися, но Соня хорошо смотрится в том самом бронелифчике (причина его появления на теле героини – лучшая шутка в фильме!), а в финале наносит на лицо боевой раскрас. Добавляет атмосферы и возвышенный саундтрек петербурженки Сони Белоусовой, придумавшей хит про ведьмака и монету. Хотя итогового впечатления эти редкие плюсы, к сожалению, не меняют.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

В общем, обновленный вариант «Рыжей Сони» представляет собой неприятный парадокс. При том, что фильм изобилует боевыми сценами, внушающей трепет музыкой, и множеством занятных тем в сюжете, реализован заложенный потенциал на редкость лениво. Когда-то первая версия «Рыжей Сони» с грохотом провалилась в прокате, а критики через одного пеняли датчанке Бриджет Нильсен на отсутствие харизмы. Тот незатейливый фэнтезийный боевик сейчас выглядит образцом стиля и развлекательного кино, поскольку новой «Рыжей Соне» отчаянно недостает зрелищности, которой в избытке хватало старой. 

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
Статьи
Восхитительная воительница: Рыжая Соня и женские образы в фэнтезийном кинематографе
В прокат выходит «Рыжая Соня» - новая экранизация фэнтезийной классики о храброй и сильной женщине, взявшей в руки меч, чтобы бороться против тирании. Когда-то она была одной из первых героинь, бросивших вызов миру, где безраздельно правили мужчины, и доказавших, что фэнтези и феминизм никак не конфликтуют. KNMN рассказывает о богатом историческом наследии, стоящем за фигурой девы-воительницы в книгах, комиксах и, наконец, фильмах
Меч, магия и бронелифчик в фэнтезийном боевике «Рыжая Соня»
Рецензии
Меч, магия и бронелифчик в фэнтезийном боевике «Рыжая Соня»
Меч, магия и бронелифчик в фэнтезийном боевике «Рыжая Соня»
Рецензии
Атака шутками, критика капитализма и дуэт Лиама Нисона и Памелы Андерсон в «Голом пистолете»
Меч, магия и бронелифчик в фэнтезийном боевике «Рыжая Соня»
Статьи
«Когда мне было 11 лет, в нашей школе установили компьютер». Какие воспоминания разлочил ререлиз фильмов «Питер FM» и «Прогулка»?