Привычная жизнь племени гирканцев – трудолюбивых и мирных жителей гигантского леса – навсегда меняется, когда на их земли вторгается армия императора Дрэйгана (Роберт Шихан), безжалостно уничтожающая всё и всех на своем пути. Девочка Соня (Матильда Лутц), чудом уцелевшая во время нападения, скрывается от налётчиков в чаще, и выживает, став опытной охотницей. После того как Соня нападает на имперский аванпост, войска императора захватывают её в плен, и она превращается в рабыню, вынужденную сражаться на гладиаторской арене. Но вечно оставаться заложницей чужих садистских игр Соня не собирается: хитроумная бунтарка постепенно собирает вокруг себя других бойцов и готовит восстание против императорской тирании.
40 лет назад на экраны вышел первый фильм о фэнтезийной героине, возникшей благодаря наследию писателя Роберта Говарда: в 1930-х он придумал не только знаменитого варвара Конана, но и Рыжую Соню из Рогатино, хотя она была тогда авантюристской из Центральной Европы, жившей в середине XVI века, и сражалась не с мифическими чудищами, а с вполне реальными армиями османов. Уже в 1970-х предысторию рыжеволосой фурии переработали для комиксов Marvel, сделав её подругой Конана и подарив фирменный бронелифчик, едва прикрывающий выдающуюся грудь. Так что экранизация 1980-х опиралась именно на образ из комиксов, намного более известный и востребованный, чем тот, что изначально замыслил Говард.
Обновленная «Рыжая Соня» тоже оформлена как фэнтезийный экшен, однако на этот раз в центре внимания сюжета – становление героини на фоне конфликта магии с технологиями. Дрэйган покорят одно племя за другим, используя богатый арсенал передовой военной техники, от катапульт до передатчиков, управляющих чужим сознанием. Соня и ее отряд тем временем полагаются на связь с природой, организуя партизанские вылазки в тыл врага, и защищая древний лес, где скрываются уцелевшие гирканцы. Увы, если вам уже представляется интенсивная и жестокая мясорубка в стиле первой части «Конана» или какой-нибудь лихой фэнтези-малобюджетки типа «Завоевание» — не стоит даже думать в эту сторону. «Рыжая Соня» намного скромнее по размаху фантазии, намного застенчивее по части кровопролития, и, наконец, намного схематичнее в сценарии.
Для начала, сюжетная динамика здесь хоть и выстроена грамотно (за два часа нет особых провисаний), фильм пестрит не то что даже клишированными, а очень наивными диалогами. Если злодейский император еще способен изъясняться как-то внятно, то Соня либо толкает друзьям пафосные речи о борьбе, либо читает врагам лекции по этике. Особенно такой подход режет уши в финале, когда рыжая охотница обличает императора словами из памфлетов то ли эпохи позднего Брежнева, то ли раннего Наполеона. При этом концептуально сценарий неплох, и вскользь, но касается многих любопытных тем – например, женской солидарности даже в разгар войны, или противоборства между жестокой, но плодотворной экспансией технологий и сохранением гуманистической архаики, препятствующей любому развитию. То, что фэнтезийный жанр способен вмещать социальный комментарий, доказал еще Джон Милиус в своем «Конане-Варваре», однако в «Рыжей Соне» нет никаких серьезных попыток исследовать мельком обозначенные вопросы. Даже абрис характера главной героини – выражающей женственность через сочетание сексуальности и силы – дан настолько крупными мазками, что за ее историей не ощущается сколь-нибудь цепляющей личной драмы, вопреки куче травм, от потери родителей через опыт рабства и до утраты своего народа.
В результате самой интересной (и трагичной) героиней оказывается Аниссия (Уоллис Дэй), подручная императора, страдающая от демонических голосов в своей голове, и беззаветно преданная своему господину. Холодная блондинка резво скачет на верной лошади, разгуливает в стильной белоснежной шубе и сохраняет невозмутимость даже в разгар битвы, когда под ухом свистят стрелы, вокруг пылает лес, а Соня размахивает мечом прямо перед глазами. Император же получился не страшным, а смешным за счет своей гротескной истеричности: можно поверить, что подобный человек обожает технику и копаться в книгах, но поверить в его лидерские качества куда сложнее.
Что касается боевых сцен, то с ними дела обстоят получше. В фильме хватает драк и сражений, некоторые из которых поставлены добротно. Соня то и дело рубит имперских солдат мечом, пока ее соратники насаживают врагов на копья и сносят им с плеч головы точными ударами. А в ходе налета на имперский форт ближе к концу будет длинная череда поединков на мечах и пальбы из лука. Особо стоит отметить финальное сражение между Аниссией и Соней (тут на редкость удачно использован героический конь!), а также битву с гигантским циклопом на арене, когда монстр неистово топчет всех вокруг огромным лапищами. Правда, иногда экшен-сцены подпортил монтаж, то скрывающий особо смачные удары, то перебрасывающий сразу к следующему эпизоду, оставляя в легком недоумении: к примеру, неясно, что же в конце концов случилось с разъяренным циклопом.
Заявка на эпический масштаб и стиль тоже худо-бедно поддерживается. Есть и симпатичная деревня гирканцев, и красиво изображенное святилище их богини, а также пара-тройка внушительных крепостей и покоев императора. То же самое тут можно сказать и про костюмы. Не все персонажи выглядят запоминающимися, но Соня хорошо смотрится в том самом бронелифчике (причина его появления на теле героини – лучшая шутка в фильме!), а в финале наносит на лицо боевой раскрас. Добавляет атмосферы и возвышенный саундтрек петербурженки Сони Белоусовой, придумавшей хит про ведьмака и монету. Хотя итогового впечатления эти редкие плюсы, к сожалению, не меняют.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
В общем, обновленный вариант «Рыжей Сони» представляет собой неприятный парадокс. При том, что фильм изобилует боевыми сценами, внушающей трепет музыкой, и множеством занятных тем в сюжете, реализован заложенный потенциал на редкость лениво. Когда-то первая версия «Рыжей Сони» с грохотом провалилась в прокате, а критики через одного пеняли датчанке Бриджет Нильсен на отсутствие харизмы. Тот незатейливый фэнтезийный боевик сейчас выглядит образцом стиля и развлекательного кино, поскольку новой «Рыжей Соне» отчаянно недостает зрелищности, которой в избытке хватало старой.