Рецензия на фильм «Капитан Филлипс»

В апреле 2009 года четыре сомалийских пирата атакуют грузовое судно MV Maersk Alabama. Капитан корабля Ричард Филлипс (Том Хэнкс) предлагает им сделку, главным условием которой становится отплытие четвёрки на спасательной шлюпке. Понимая безвыходность собственного положения, пираты соглашаются, беря в заложники капитана. Подплывая к родным берегам, они вступают в переговоры с американской стороной, требуя за Филлипса два миллиона долларов. Пока пираты ждут обещанных денег, на место пребывает группа «Морских котиков»... 


Фильм Пола Гринграсса — экранизация книги «Долг капитана», написанная по горячим следам главным героем, спасённым Ричардом Филлипсом. Заданные условия (для режиссёра отнюдь не диковинные, до этого были «Кровавое воскресенье» и «Потерянный рейс»), когда сюжетные хитросплетения жёстко ограничены тем, что имело место на самом деле, концентрируют внимание авторов (и зрителей во время просмотра) на многочисленных деталях. А осознание того, что перед нами не выдуманная, а реальная история автоматически повышает градус вовлеченности в происходящее на экране. Правда, качество и достоверность именно этого компонента целиком и полностью зависит от режиссёра: можно удариться в излишнюю документальность, а можно, напротив, чрезмерно разукрасить скучную действительность. В этом смысле, режиссёр Гринграсс обнаружил золотую середину, сумев избежать возможных перегибов и фантазий. 

Несмотря на знание фактов — капитан Филлипс был спасён, а значит можно не переживать; хэппи-энду быть — картина держит в напряжении с самого начала и не отпускает до финальных титров. Вышеозначенные подводные камни Гринграсс превращает в свои козыри. Все участники событий, от блистающего здесь Тома Хэнкса до безызвестных дебютантов, сыгравших четвёрку пиратов, похожи на живых людей. И речь не только о поступках и мотивациях, но и эмоциях, не поверить в которые очень и очень сложно. 

Когда речь идёт о фильмах, основанных на реальных событиях, нет ничего проще, чем свести сам факт экранизации к набору базовых ценностей: отвага, мужество, профессионализм и т.д. Всё это без труда обнаруживает себя и в «Капитане Филлипсе». Но, думается, куда важнее то, что режиссёр Гринграсс в очередной раз сумел продемонстрировать неуловимую лёгкость и в то же время хрупкость человеческой жизни, как таковой. Когда буквально одно мгновение, решение, взгляд или интонация могут превратить тебя в национального героя... или бездыханное тело, изрешечённое пулями молодых ребят, которые просто хотели заработать.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Опасные видения и новые миры: кинематограф невероятных путешествий
Статьи
Опасные видения и новые миры: кинематограф невероятных путешествий
С первых лет развития фантастики в кино тема путешествий была одной из основополагающих для жанра. Будь то полеты на другие планеты, экспедиции в затерянные уголки Земли, или блуждания по глубинам человеческого разума, о фантастике можно говорить как о направлении, исследующем путешествия по всевозможным неизведанным пространствам. Открывая новый сезон, KNMN рассказывает о том, как изображались путешествия в научной (и не очень) фантастике
Всевидящее око дочки и отказ родителей от вранья в «Что знает Мариэль»
Рецензии
Всевидящее око дочки и отказ родителей от вранья в «Что знает Мариэль»
Всевидящее око дочки и отказ родителей от вранья в «Что знает Мариэль»
Рецензии
Симулятор гонок и неспортивное поведение в «Формуле-1» с Брэдом Питтом
Всевидящее око дочки и отказ родителей от вранья в «Что знает Мариэль»
Статьи
Территория большого взрыва: сокрушительный феномен «Акиры» Кацухиро Отомо