Рецензия на фильм «ХИЩНИКИ»

В прокат выходит психологический триллер Родриго Сорогойена, получивший премьеру в Каннах и завоевавший сердца критиков. О новом фильме режиссера «Королевства» рассказывает Дмитрий Соколов.

Семейная пара из Франции, Антуан (Дени Меноше) и Ольга (Марина Фоис), переезжает в испанскую деревушку, рассчитывая заняться фермерством и восстановлением заброшенных домов. Однако местные жители не особенно рады приезжим, и череда бытовых конфликтов между соседями грозит перерасти в настоящую трагедию.

«Хищники» Родриго Сорогойена показывались вне конкурса на Каннском фестивале, а также получили целый букет номинаций испанской премии «Гойя» (включая категории «Лучший режиссер» и «Лучший фильм»), став одним из фаворитов предстоящей церемонии. Успех у критиков вполне объясним. Хотя в фильме немало саспенса, Сорогойен основную ставку делает не столько на жестокость, сколько на медленную эскалацию напряжения в межличностных отношениях. На переднем плане в «Хищниках» всегда остается психология людей, вовлеченных в конфликт, а не эффектные сцены насилия.

Первое, что хочется отметить — отлично переданный колорит вымирающей испанской провинции. События разворачиваются на фоне живописных видов галисийской природы, и медленный ритм деревенской жизни чувствуется благодаря операторской работе Алехандро де Пабло. Почти документальный стиль подчеркнут и почти полным отсутствием музыки — зато в ключевых столкновениях Антуана и Ольги с соседями звучит приглушенный, но режущий слух бит Оливье Арсона.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Сценарий, основанный на реальных событиях, произошедших в испанской деревушке Сантоалле, тщательно изображает хронику спора двух семей, одна из которых хочет получить внушительную компенсацию и продать свою землю, а другая, напротив, упорствует в желании сохранить участок. Что особенно важно, Сорогойен избегает клишированной схемы «прогрессивные горожане против отсталых деревенщин», детально излагая позиции каждой из сторон, используя мастерски прописанные диалоги.

За счет этого выверенного напряжения «Хищники», несмотря на медленный темп, отлично держат внимание. Но во второй половине фильма, когда Сорогойен сосредоточивается на том, как семья Антуана справляется с трагедией, плотность событий резко снижается, и драма превалирует над триллером. Здесь же начинают проявляться кое-какие ощутимые недостатки. Во-первых, вся линия с дочкой Ольги, хотя и отлично разыграна, легко может быть сокращена без особого ущерба для сюжета. Во-вторых, центральный в первой половине «Хищников» конфликт вокруг ветряных энергостанций полностью исчезает из сюжета. Учитывая, что именно спор из-за ветряков стал причиной трагедии, такое умолчание выглядит особенно странной небрежностью сценаристов.

Впрочем, эти шероховатости сглаживаются за счет актерских работ и хорошо прописанных персонажей. Так что «Хищники» в итоге оказываются не историей о мести, но остросюжетной драмой о твердости характера и непреклонном поиске справедливости. Саспенс здесь использован в качестве вспомогательного (хотя и важного) инструмента. Однако нельзя не отметить, что применяется этот инструмент с явным талантом.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
Статьи
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
3 июля 2025 года ушёл из жизни Майкл Мэдсен — культовый артист, мастер эпизода, король B-movies. Спустя почти месяц после его смерти Квентин Тарантино, для которого Мэдсен был не только актёром-талисманом, но и добрым другом, в подкасте «Pure Cinema» почти 4 часа говорил о Майкле. Режиссёр отобрал 10 самых интересных, по его мнению, фильмов и сериалов, в которых снялся Мэдсен после «Бешеных псов» — помимо больших студийных проектов, которые всем хорошо известны. Вслед за Тарантино KNMN бросается в тихий омут direct-to-video и телевидения второго эшелона, проинспектировав все рекомендации режиссёра (комментарии Квентина прилагаются)
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Рецензии
Лихая молодость, отвязная мать, поэзия дороги и байки про сайентологов в мемуарах Джоша Бролина «Из-под грузовика»
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Статьи
Эксперименты против стагнации: как Sony Pictures Animation победила Pixar на её же поле