Рецензия на фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»

В уютную нору хоббита Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), тихого домоседа и любителя хорошенько перекусить, вламываются тринадцать гномов и маг Гэндальф Серый (Ян МакКеллен). Устроив в жилище аккуратиста Бильбо безобразный пир горой, незваные гости зовут полурослика в потенциально опасное путешествие к Одинокой горе — бывшему родному дому гномов, ныне захваченному драконом Смогом (вместе с нажитым непосильным трудом золотом). После некоторых раздумий Бильбо неожиданно для себя самого соглашается отправиться в путь вместе с магом и отрядом гномов, возглавляемым воинственным Торином Дубощитом (Ричард Армитэдж). Хоббиту в этой миссии отведена роль «взломщика» — ловкого лазутчика и мастера маскировки. Подобных умений Бэггинс за собой прежде не замечал, однако со временем он поймёт, почему выбор Гэндальфа пал именно на его более чем скромную персону.


Ждать от «Хоббита» каких-либо откровений было бы, по меньшей мере, наивно. Зато опасений имелось предостаточно: особенно у самых фанатичных поклонников творчества Толкина, ревностно стоящих на страже буквы первоисточника. Шутка ли: Питер Джексон вознамерился раздуть 9-часовую трилогию из недлинной сказки, которая изначально вообще-то задумывалась как пустячок для внутреннего пользования (Толкин сочинил «Хоббита» для своих детей и друзей, не помышляя о публикации). При таком основательном режиссёрском подходе было не избежать не только «вольнодумств», но и, в известной степени, проходных сцен. Уже в первой части джексоновского «Хоббита» хватает и того, и другого. Замахнувшись на очередной псевдоэпос, Джексон первым делом навёл мостик между «Нежданным путешествием» и «Братством кольца» (если кто-то вдруг за 9 лет успел соскучиться по Фродо, то здесь он, хоть и в виде узнаваемой мебели, но присутствует). А заодно включил в повествование Сарумана, Элронда и Галадриэль, изо всех сил постаравшись сделать их присутствие в кадре функциональным.

Всячески намекая таким образом на то, что «Хоббит» — не просто детская сказка, а предыстория по-настоящему драматичных событий «Властелина колец», Джексон, тем не менее, то и дело срывается в чистую фэнтези-комедию: например, практически все персонажи «Нежданного путешествия» по-своему нелепы (от гномов до троллей). И в этом смысле Средиземье времён «Хоббита» чудится едва ли не пародией на выжженные пустоши из «Властелина колец», обитатели которых отчаянно борются за выживание. Наверное, Джексону долго будут припоминать необязательные эпизоды (вроде уморительной сцены с воскрешением цифрового ёжика), успешно растянувшие хронометраж до запланированного. Но именно благодаря подобным эпизодам новозеландцу удалось придать «Нежданному путешествию» «невинный» сказочный колорит, которого «Хоббит», безусловно, требует. Ведь настоящая война (с кровью, смертями и подлинными трагедиями) будет потом. И мы её уже видели.

Возможно, в «Нежданном путешествии» слишком мало души и чересчур много свидетельств того, что за прошедшее десятилетие компьютерные технологии сделали ещё один шаг вперёд: это касается не только безупречного 3D и гиперреалистичной картинки, но и CG-орков с исправленным и улучшенным Голлумом. Но Джексон, в конце концов, не технологии продаёт, а увлекательную, в общем и целом, историю. И, в хорошем смысле, родину: такого количества умопомрачительных пейзажей Новой Зеландии, кажется, не наберётся во всей предшествующей трилогии. Всё, что остаётся нам, — следить за неспешно (в сравнении с «Властелином колец») развивающимися событиями и любоваться антуражем. А что ещё нужно от сказки?

Поделиться