Рецензия на фильм «Команданте»

Фидель Кастро больше, чем просто политик. Придя к власти в результате революции в далёком 1959 году, он до сих пор держит под контролем всё происходящее на Острове Свободы. В свои 77 лет команданте по-прежнему свеж и бодр, готов говорить на любые темы и может запросто, без лишней охраны пообедать в самом людном кафе Гаваны. Идеал для кубинских женщин, живой пример для мужчин. Оливер Стоун больше, чем просто режиссёр. Ветеран Вьетнамской войны, обладатель трёх премий "Оскар", создавший ряд шедевров в жанре политического кино. В 2003 году они встретились, чтобы поговорить "за жизнь". Стоун впервые в своей карьере снимал документальный фильм. Кастро впервые позволил снимать себя в режиме on-line.

В общей сложности было отснято 30 часов общения на самые разные темы. Фидель Кастро в любой момент мог прекратить запись, но за всё время съёмок такой просьбы от него так и не поступило. В отличие от нашумевшего "9/11 по Фаренгейту", который хотели запретить, да так и не смогли, картина Оливера Стоуна была снята с эфира (заказчика, телекомпанию HBO конечный продукт привёл в большое смущение). Эксклюзивный показ состоялся на кинофестивале "Сандэнс", это была единственная возможность лицезреть документальную работу о Кастро на территории США. Казалось бы, открытая критика Мура куда страшнее безобидных бесед Стоуна. Но, если первый превращает своего декларируемого оппонента в подобие восковой фигурки в обрядах Вуду, ежеминутно втыкая в "жертву" всё новые смертельные аргументы и факты, то второй действует куда более тонко и выверено.

Когда выдающийся американский режиссёр собирается делать документальный фильм о "заклятом друге" Америки - это, как минимум, вызов. Полностью ситуация выходит из под контроля, когда Фидель и Оливер начинают обсуждать убийство Кеннеди, отставку Никсона, вторжение во Вьетнам, возможность визита Буша-младшего на Кубу ("Пусть приезжает, - говорит Кастро, - мы его сразу же в тюрьму посадим"). По одним темам бесед мы можем проследить добрую половину режиссёрской фильмографии Стоуна. Вряд ли это был только расчёт - говорить о том, о чём сам не раз высказывался посредством кинематографа, скорее - искренняя заинтересованность и желание лучше разобраться в истории собственной страны, имея в собеседниках такого харизматичного политика, как Фидель Кастро.

Несмотря на остроту затрагиваемых тем, "Команданте" прежде всего фильм-портрет. Благодаря едва заметным штрихам (взгляд, походка, движение рук, поведение за обеденным столом) Стоуну удаётся увидеть в политическом деятеле человека. Это не более чем наброски, но даже по ним можно сделать ряд выводов, помогающих собрать "мозаику" личности, разбросанную между обсуждением художественных достоинств "Титаника" и воспоминаниями об алкогольных пристрастиях Бориса Ельцина.

Сразу после "Команданте" Стоун приступил к съёмкам "Александра". Стомиллионный бюджет, суперзвёздный кастинг, популярная тематика. В этом что-то есть - делать художественный фильм о великом правителе древней истории, едва закончив документальную работу об одном из ярчайших политиков двадцатого столетия. Говорят, от любви до ненависти один шаг. Оливер Стоун продемонстрировал небывалую пластичность в работе с принципиально разным материалом, получая в итоге усладу не только для глаз, но, прежде всего для ума.

Поделиться