Первого сентября 1997 года весь мир облетает новость о трагической гибели принцессы Дианы. Великобритания погружается в траур. В тот же день новый премьер-министр страны Тони Блэр называет её «народной принцессой». Все ждут официальной реакции Букингемского дворца, но королевская чета считает это семейным делом. Елизавета II отказывается делать публичные заявления. Семья уединяется в шотландском замке Балморал. Подобное молчание вызывает резкую критику монархии со стороны подданных королевы. Англичане осуждают действия Елизаветы II. Советники Блэра рекомендуют министру воспользоваться ситуацией для укрепления собственных позиций...
Мастеровитый режиссёр Фрирз замахнулся почти на святое. На Королеву. Говорить о том, что там, за дверями Букингемского дворца, в Великобритании как-то не принято. Это сродни тому, что снять фильм о личной жизни Папы Римского. Сразу же запишут в еретики, не иначе. Но у Фрирза есть оправдание, продуманная аргументация, успешно реализуемая в самом фильме. «Королева» – фильм о монархии, о её месте в общественном сознании, и только лишь потом о Елизавете II, как коронованной особе и просто женщине, вынужденной всю жизнь следить за каждым своим словом, жестом, взглядом и гардеробом.
В очевидном противостоянии либерала Блэра и консерваторши Елизаветы Фрирз на стороне… обоих. Режиссёр с необычайной скоростью и сноровкой играет со зрительским восприятием событий. Тут нет бьющего наотмашь посыла, сметающего на своём пути всё и вся. Фрирз работает на уровне полутонов, намёков, отдельных выверенных мизансцен. Сей приём оставляет отпечаток и на жанровой принадлежности картины. Драма плавно перетекает в сатиру, сатира трансформируется в комедию, а затем снова в драму и т.д. По большому счёту, жанровая эквилибристика интересует режиссёра в последнюю очередь. Поймав зрителя на крючок (а это происходит буквально на 10-12 минуте фильма), Фрирз со знанием дела начинает играть в собственные игры, где от грустного до смешного одна монтажная склейка.
Режиссёр затронул непростую для британцев тему, нащупал мозоль, помянул старое. Но сделал это столь искусно, что смотреть «Королеву» будет интересно в любой точке планеты. В конце концов, Фрирз снимал не документальное разоблачение, а художественный фильм, в основу которого легли реальные события. После просмотра можно подискутировать на темы монархии, республики, политического курса Великобритании… Но всё это будет чуть-чуть неуместно, поскольку эстетическое удовольствие от игры Хелен Миррен убивает на корню всякий спорщицкий запал, оставляя лишь чувство глубокого удовлетворения от увиденного.