Рецензия на фильм «Любовники»

Джейн работает продавщицей в парижском книжном магазине. Однажды к ней заходит молодой серб Драган, который ищет книгу об итальянском художнике. У Джейн и Драгана сразу же возникает взаимная симпатия, переходящая в страстные любовные отношения. Они вместе, и кажется, ни что не может их разлучить. Но вскоре Джейн узнаёт, что её любовник живёт во Франции нелегально, и ему грозит депортация…

"Любовники" - режиссёрский дебют Барра и Арнольда. Он получил удостоверение "Догма №5" и стал первой частью "Трилогии свободы", куда также вошли "Слишком много плоти" и "Просветление". На своём примере они показали, что время романтики и романтиков в кино ещё не прошло. "Мы сняли "Любовников" за 21 день, - говорит Жан-Марк Барр. - Во время обычных съёмок в день снимается один эпизод, мы же снимали по четыре-пять. Игра актёров больше походила на то, что происходит в театре, именно потому, что им не надо было постоянно ждать в своих гримёрных, они находились вместе с нами на площадке. Это обеспечило динамику, антилетаргию, а именно таким сонным было раньше наше французское кино".

Значение "Любовников" для национального кинематографа не ограничивается одним лишь "пробуждением". Годар с Трюффо давно стали классиками, Лелуш с Зиди продолжают снимать качественное развлекательное, с вкраплением эстетства (или эстетизации?!) кино. А где же молодёжь? Вместе с Озоном, Барр и Арнольд остаются олицетворением нового поколения кинематографистов поднимающих более чем злободневные проблемы не только Франции, но, пожалуй, и всей старушки Европы.

Дилемма Драгана (остаться с любимой, скрываясь от властей или покинуть страну и вернуться на, раздираемую конфликтами, родину) отнюдь не исключение из правил. Его протест против насаждаемых законов выражается и в его творчестве. Он художник, и работает во имя искусства, а не ради всеобщего признания и финансового благополучия. Он готов прозябать в нищете, спя в мастерской на грязном матрасе, нежели рисовать одно и тоже на потребу публики. Эта же гордость заставляет его отвергнуть помощь бывшего любовника Джейн.

В уста Драгана, режиссёры вкладывают своё представление о творческой личности, а, как известно, свобода, есть необходимый атрибут творчества. И бороться за свободу можно лишь в том случае, если ею уже обладаешь.

Борьба за личную свободу и право любить, дело благородное… но не благодарное. Минуты счастья не бесконечны. Джейн и Драгана вынудят расстаться. Навсегда ли? Пусть решит зритель.

Поделиться