Мишель (Франк Дюбоск) живёт на ферме с женой Кати (Лор Калами) и аутичным сыном, продаёт ёлки и еле сводит концы с концами. В этот декабрьский день, проезжая по лесной дороге, он так увлёкся ковырянием багетного мякиша, что слишком поздно заметил вышедшего на дорогу медведя. Машину занесло прямо на припаркованный на обочине автомобиль, владельцы которого, мужчина и женщина, неудачно решили справить малую нужду и погибли на месте. В результате, посоветовавшись с Кати, Мишель решает спрятать трупы. Найденная в багажнике спортивная сумка с 2 миллионами евро ещё больше осложняет и так непростую ситуацию — ежу понятно, что за ней явно рано или поздно придут. Тем временем шеф полиции городка, майор Ролан Боден (Бенуа Пульворд), не знает, что ему делать с вышедшей из леса делегацией пакистанских нелегалов-наркокурьеров, перевозивших в желудке кокаин. Тем более — с трупами в салоне бесхозного авто, да ещё и почему-то обмазанными мёдом.
«Как заработать на убийстве» (или «Медведь в департаменте Юра́» в оригинале) — уже третья одновременно режиссёрская и актёрская работа Франка Дюбоска, популярного во Франции лицедея, лицо которого обычно украшает жизнерадостные постеры семейных комедий с названиями «Диско», «Маркиз» и «Сынок». Одно из главных отличий от предыдущих картин Дюбоска, причём в любом из его амплуа — даже не столько в крене в откровенно чёрный юмор, сколько в выбранном режиссёром источнике вдохновения. Снег, трупы и ручная кладь, полная денег — конечно, сразу вспоминается «Фарго», о чём сообщает и русскоязычный постер. Однако юмор тут несколько скабрёзней, чем когда-либо позволяли себе братья Коэн. Чего стоит один только визит в свингер-клуб, владелицу которого играет Эммануэль Дево, или допрос дочки Бодена Бланш (Ким Ижлен), занимавшейся сексом в машине, где находят трупы. Да и сюжет картины очень уж напоминает совсем не смешную криминальную драму «Простой план» Сэма Рэйми, где шальные деньги тоже вскружили жителям маленького городка голову и за ними так же явился киллер, притворяющийся служителем закона. К чести Дюбоска, он не заставляет своих героев платить за жадность, а со свойственным галлам жизнелюбием дарит всем право на безбедную жизнь.
Есть и ещё одно существенное отличие от предыдущих картин Дюбоска — компанию ему составляет бельгиец Бенуа Пульворд. Запомнившийся многим любителям трансгрессивного кино по чёрнокомедийному мокьюментари про серийного убийцу «Человек кусает собаку», актёр играл роли в диапазоне от шоколатье («Анонимные романтики») до Брута («Астерикс на Олимпийских играх») и Бога («Новейший завет»), а в последнее время не раз появлялся у абсурдиста-пересмешника Кантена Дюпьё. Здесь Пульворд с лёгкостью перетягивает на себя одеяло зрительского внимания и веселит в образе полицейского и отца-одиночки с лишним весом, который оказывается весьма сердобольной натурой. Он не только зовёт на Рождество бывшую жену с её нынешним ухажером-дантистом, но и готов закрыть глаза на некоторые преступления. Главное — работать на благо родного городка, и кюре Жан-Пьер его в этом полностью поддерживает.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Дюбоск сознательно снижает градус цинизма душевными разговорами то между супругами Мишелем и Кати, то между Боденом и его подчинённой Флоранс (Жозефин де Мо), однако это вполне вписывается в контекст праздничного фильма. Такое кино по идее лучше всего смотрелось бы зимним вечером, но может поднять настроение и прохладной весной, заодно напомнив о важности семейных ценностей — то есть совместив приятное с полезным.