Албанка Лорна (Доброши) получает бельгийское гражданство благодаря браку с безнадежным, кажется, героинистом Клоди (Ренье) – и это только первая часть схемы, изобретенной затейником от криминала Фабио (Ронджоне). Согласно плану, Лорна должна дождаться, когда ее фиктивному благоверному устроят передоз, а затем новоиспеченная бельгийка и вдова вновь выйдет замуж – на сей раз за русского делягу (Яковлев), который тоже хочет стать бельгийцем. Однако в немудреный расклад, вмешивается человеческий фактор: исполнительная и целеустремленная Лорна вдруг проникается симпатией к Клоди, помогает ему соскочить с иглы и пытается уговорить Фабио обойтись без крайних мер и позволить ей получить развод. С этого момента пребывающая в эмоциональном раздрае барышня становится слабым звеном в цепи махинаций Фабио – то ли забыв, то ли не имея представления о том, что выживают лишь те исполнители, кто держит рот на замке.
Дарденновская социальщина (на беглый взгляд – достаточно прямолинейная и бесхитростная) обладает замечательным свойством: на манер линчевских сов она предстает не тем, чем кажется, служа своего рода отвлекающим маневром. В результате прикрываемые ею страсти поистине библейского масштаба атакуют из засады, и эта проверенная годами тактика неизменно приводит братьев к успеху (как минимум, фестивальному). В этом смысле фильмы Дарденнов впору не называть, а нумеровать – как главы своеобразной кинематографической книги притчей. «Молчание Лорны», в общем-то, укладывается в изложенную схему, являясь притчей об искуплении. Но это, что называется, в целом. А вот в частностях Дарденны на этот раз позволили себе некоторое количество вольностей, выходящих за четко очерченные границы освоенного братьями камерного городского театрика довольно строгих правил. Каковы были побуждения Жан-Пьера и Люка, сказать трудно – можно разве что угадывать: попытка ли это идти в ногу со временем (к примеру, чуть расширить географию и проиллюстрировать распространенный способ проникновения в комфортный Евросоюз тех же европейцев – но «второго сорта»), желание ли поиграть в жанр (с натяжкой можно констатировать наличие в фильме детективной интриги, ну а саспенса в лентах братьев и раньше хватало), или, в конце концов, потребность вывести на первый план притчевую суть (ближе к финалу сглаженная европейским воспитанием достоевщина уступает место вывернутой наизнанку истории о непорочном зачатии – надо сказать, сделано это не без язвительности) – в общем, выбирай, что хочешь, а то и все разом.
Для Дарденнов, с 90-х пребывающих в зафиксированном статусе рассказчиков историй с двойным дном и душераздирающими (и при этом, в принципе, открытыми) финалами, подобные отклонения от курса – сродни маленькой революции, и сказались они на результате, увы, не лучшим образом: «Молчание Лорны» уже на уровне драматургии распадается на отдельные части, каждая из которых прекрасна сама по себе, но неважно стыкуется с остальными. Правда, если вдуматься, то именно такова в большинстве случаев жизнь, и стало быть Дарденны со своим запатентованным гиперреализмом снова в выигрыше.