Рецензия на фильм «Мстители: Эра Альтрона»

"По большому счёту, именно успех (сокрушительный и однозначный) «Мстителей» дал понять, что затея по переносу комикс-сюжетов на большой экран в режиме конвейера имела смысл и, как минимум, себя оправдала. С другой стороны, поставленное на поток производство рано или поздно неминуемо начнёт пожирать само себя." Рецензия Станислава Никулина.

Команда «Мстителей» атакует секретный штаб организации Г.И.Д.Р.А., где барон Вольфганг фон Штрукер (Томас Кречманн) не только вскармливал новых мутантов Ртуть (Аарон Тейлон-Джонсон) и Алую Ведьму (Элизабет Олсен), но и проводил эксперименты по созданию искусственного интеллекта. Воспользовавшись разработками Штрукера, Тони Старк (Роберт Дауни-младший) и Брюс Баннер (Марк Руффало) в тайне от коллег создают универсального робота Альтрона, миссией которого должно стать поддержание миропорядка. Однако необъяснимый сбой программы приводит к ровно противоположному результату: Альтрон утекает в мировую интернет-паутину, не забывая время от времени менять физические оболочки. По его мнению, человечество — вчерашний день эволюционного развития, а потому его необходимо уничтожить ради дивного нового мира... 


С премьеры первых «Мстителей» минуло три года. За отчётный период сольные выходы осуществили Тони Старк («Железный человек 3»), Тор («Тор 2: Царство тьмы») и Капитан Америка («Первый мститель: Другая война»). На другом конце вселенной успели пошуметь и «Стражи Галактики». Грандиозный проект продюсера Фейги продолжает расширяться во всех возможных направлениях, даря преданной армии фанатов именно то, чего от Marvel и ждут. Дримтим-проекту «Мстители» в этом уже самодостаточном и совершенно автономном мире с самого начала была уготована особая роль: склеить и соединить кусочки единого пазла, собрав под свои знамёна лучших среди равных. В 2012-м Джосс Уидон решил эту задачу вполне элегантно, с присущим себе юмором и кажущейся лёгкостью. По большому счёту, именно успех (сокрушительный и однозначный) «Мстителей» дал понять, что затея по переносу комикс-сюжетов на большой экран в режиме конвейера имела смысл и, как минимум, себя оправдала. С другой стороны, поставленное на поток производство рано или поздно неминуемо начнёт пожирать само себя. Не с точки зрения кассы, а с точки зрения хоть каких-то смыслов. Можно допустить, что первой жертвой стала «Эра Альтрона». 

Главная и фундаментальная проблема вторых «Мстителей» заключается в категорической нехватке времени на отдельно взятого героя. Главных действующих лиц здесь с избытком, хватило бы на полноценный сериал, но в распоряжении Уидона «всего лишь» 142 минуты хронометража. Этого достаточно для условной маски (Старк хохмит, Баннер пытается не злиться и т.д.), но не развития персонажей. «Мстители» 2012 года оказались милейшим, компанейским капустником, где всё было не взаправду, что и подкупало. В «Эре Альтрона» всё трагичнее и мрачнее. Уидон чуть сбивает прицел в сторону какой-никакой драмы, не забывая при этом раскидать по фильму добрую дюжину шуточек и подколов. Попытка одновременного пребывания на двух стульях рождает странный эффект: грустить не хочется примерно так же, как и смеяться. Остаётся экшн, ладно скроенный, но избыточный. 

В «Эре Альтрона» всего слишком много, что, как известно, в большинстве случаев скорее минус, чем плюс. Да, не стоит забывать, это «всего лишь» экранизация комикса. Комиксы, правда, бывают разные, как и их экранизации. Три года назад у Уидона чувствовалось вдохновение, а сейчас — желание честно сделать свою работу и благополучно ретироваться с территории Marvel. И только.

Поделиться