Специальный агент департамента компьютерных преступлений ФБР Дженнифер Марш – никудышная мать-одиночка, которая не справится с приготовлением обеда и не сможет организовать праздник для любимой дочери. Но нет никаких сомнений в том, что смелая и требовательная Дженнифер не оставит пути к отступлению даже самому изворотливому маньяку. В современном кинематографе образы супергероинь становятся все популярнее. Вероятно, рассказ о железных леди кажется режиссерам более сложной и интересной задачей – в душевность сильного характера зритель верит с трудом.
Создатели картины «Не оставляющий следа» обратили внимание на криминальную опасность Интернета. Киберпреступления – достаточно злободневная тема, но не новая. При помощи всемирной сети убивали уже не раз (Страх.com, Волк-одиночка). Дженнифер должна остановить маньяка-убийцу, который расправляется со своими жертвами на глазах у посетителей сайта под названием «Убей со мной». С каждым новым преступлением число свидетелей растет, и из праздных наблюдателей они превращаются в соучастников: чем больше посетителей на сайте, тем быстрее совершается убийство. Электронная паутина многих соблазняет безнаказанностью действий, совершаемых с ее помощью. Интернет позволяет предстать в любом амплуа и, при технической грамотности, получить любую информацию. Жестокие, извращенные пытки в режиме реального времени занимательней сетевых игр.
Фильм мрачный, как и полагается триллеру. Однако для создания остросюжетности, для управления зрительскими эмоциями необходимы короткие периоды просветления. Преобладающие темные тона кадров, постоянная паника героев и отсутствие неожиданности в их поступках делают картину скучной. Сложно согласиться с американскими критиками, гарантирующими постоянное нервное напряжение во время просмотра «Не оставляющего следа». Начало фильма интересно размытым, колеблющимся изображением, сделанным при помощи веб-камеры, – той самой, что будет запечатлевать последующие убийства. Финал спасает лишь актерское мастерство Дайаны Лэйн и закономерное любопытство, каким же образом ее героиня одолеет злодея.
Общий схематизм картины, скорее всего, можно объяснить слабым сценарием – он не предполагает возможности даже малейшего внутреннего конфликта в характере Дженнифер, единственного более или менее выразительного персонажа. Режиссер Грегори Хоблит, похоже, не определился, на чем он хочет заострить внимание зрителей. Работа ФБР, совершаемые убийства, реакция посетителей сайта оценены им одинаково – никак. И если невозможно ответить на вопрос, зачем снимать такое кино, то с необходимостью его смотреть все ясно – только для того, чтобы убить время.