В один из январских вечеров 1969 года в отель «Эль Рояль» съезжается ряд незнакомых друг с другом личностей. В этом не было бы ничего неожиданного, если бы слава этого отеля давно не померкла и гости в нем не стали бы большой редкостью в принципе. Следы былой роскоши только удручают впечатление, а элитное для прежних времен положение отеля аккурат на границе штатов заставляет эту анахроничную раскоряку скалить несоразмерные зубы-меблировку, напоминая чб-шного Фернанделя, скачущего вдоль границы Италии и Франции в ленте «Закон есть закон».
При помощи длительных монологов героя Джона Хэмма режиссер быстро проводит для зрителя экскурс в историю отеля, который здесь, конечно, нечто большее, чем просто локация, и задает правильный тон. После этого автор, явно не без удовольствия, крайне неспешно представляет нам тех немногих персонажей, что съехались сюда в этот, как мы скоро узнаем, не самый удачный вечер. Это престарелый священник (Джефф Бриджес), чернокожая исполнительница соула (Синтия Эриво), щеголеватый продавец пылесосов (как раз-таки Хэмм), хиппи лохматая (Дакота Джонсон) и застенчивый консьерж (Льюис Пуллман). Впрочем, режиссер нисколько и не скрывает того, что все они как минимум не совсем те, кем кажутся, и будет не без изящества и лихости заставлять их планомерно вытаскивать очередные скелеты из багажа. А когда к ним присоединятся связанная сестра хиппи (Кейли Спейни) и сильно перекаченная версия Чарльза Мэнсона (Крис Хемсворт), произойдет эффект «полна коробочка».
Самое время поговорить о режиссере, тем более тут есть о чем. Дрю Годдард – человек в кино далеко не новый, однако полнометражных лент он срежиссировал всего две, причем вторая – как раз «Эль Рояль». А первая «Хижина в лесу», находящаяся на стыке ужасов, боевика и комедии, была выпущена еще в 2012 году. «Хижина» на тот момент явилась своего рода прорывом. Она была бодрой и остроумной, а главное, в ней был прошит такой сюжетный кульбит, что он один заставлял сидеть во время и после просмотра, разинув рот. Так что, новую картину Годдарда ждали, но, еще не дождавшись, почему-то все сразу стали сравнивать с Тарантино. И вполне очевидно, что при таких условиях ожиданиям сложновато было оправдаться априори.
А вообще, хотелось бы заметить, что после 90-х, когда к любому мало-мальски остроумному криминальному фильму пристегивался эпитет «под тарантино», подобное сравнение кажется несусветным анахронизмом и моветоном. И единственное, что оправдывает данный процесс, так это то, что в «Эль Рояле» любой анахронизм в тему. Многие однако имеют в виду, что это не в принципе «под тарантину», а под вполне конкретную «Омерзительную восьмерку». Что ж, сюжетная ситуация в них действительно схожа: ограниченное пространство, ограниченное количество персонажей и неограниченное число тайных помыслов. Ну так в первый раз что ли? Давайте тогда идти дальше: под Говорухина! «Десять негритят» туда же.
Однако же у «Эль Рояля» проблемы есть и без сравнений с вышеназванными мастерами криминального жанра. Например, Годдард взял и перенес в новый фильм из своего старого прозрачные зеркала, через которые можно подглядывать за соседями, абсолютно идентичные подслушивающие устройства, а заодно и Криса Хемсворта. Но учитывая тот факт, что режиссер не только не скрывает это, но и утрирует: и зеркал, и микрофонов, и Хемсворта стало сильно больше – это не столько самоповтор, сколько намеренное самоцитирование.
Да, у Хемсворта явно перебор с мышечной «ветчиной», которая еще и прет во все глаза с экрана. И вот это уже сложно объяснить иронией режиссера, потому что шутка получается недостаточно изящной.
Да, история рассказанная во флешбэке про певицу и продюсера (явный намек на Фила Спектора) так ни к чему сюжетно и не приклеивается. И, конечно, можно предположить, что эта сцена добавляет туманной загадочности и так самому выделяющемуся на общем фоне чернокожему персонажу, но если честно, такое объяснение в пользу бедных.
Да, сценарная схема, опробованная на «Хижине», работает в «Эль Рояле» не так эффектно – сидеть тут с разинутым ртом особо не приходится. Впрочем, это как раз объясняется довольно просто: спецификой жанров. Все-таки ужасы – довольно замкнутый жанр, и не покинь его Годдард, никому бы и не пришло в голову сравнивать его с Тарантино.
Да, фильму в конечно итоге не хватает некоего пятого элемента, который бы и превратил все это в чудо. Но тут, как говорится, кабы я была царица: в каждом фильме чуда не бывает.
Наверное, нельзя назвать «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» важным авторским высказыванием, нельзя сказать и того, что он как-то продвинул кинематограф. При этом он стопроцентно остается очень качественным времяпрепровождением с ретролоском и крутобоким мордобоем и стрельбой. Учтен тут и урок «Игры престолов», в которой постоянно выбывают посреди дороги ключевые фигуры. Впрочем, этому научились еще давно братья Коэн, которых когда-то мы так ласково любили. А теперь точно можно сказать, что второй фильм Годдарда остроумней, динамичней и четче всех как минимум последних кинокартин этой парочки.
Денис Крюков