Рецензия на фильм «Обитаемый остров. Схватка»

С премьеры первой части дилогии минуло три месяца. В «Схватке» Максим Каммерер (Василий Степанов) продолжит искать ответы на поставленные некогда вопросы, попутно примеряя на себе многие ролевые модели, главная из которых – спаситель Саракша – будет проверена на прочность самим Странником (Алексей Серебряков)…

Делить один полноценный фильм на две части – занятие мучительное, сложное и по сути своей опасное, чреватое. Успех тарантиновского двухтомника «Убить Билла» вдохновил на схожие подвиги многих режиссёров (у нас по опасной тропинке успел пройтись Михаил Хлебородов), что, впрочем, не гарантировало и не могло гарантировать качества самих фильмов. Эффект дилогии, когда премьеры разделяют месяц-другой, зиждется на надежде (будет лучше или, как минимум, не хуже) и интриге (как именно это будет выглядеть?). Но в любом случае единственным оружием режиссёра остается монтаж, переснять уже снятое (в таких случаях) по определению невозможно. Тем не менее, несмотря на сложные и противоречивые чувства, вызванные первой частью, хотелось верить, что «Схватка», дистанцировавшаяся от новогодней феерии рекламным слоганом «Другой фильм», расставит все точки над i не только в содержательном, но и художественном смысле. По итогам увиденного стоит признать, что вера в лучшее-светлое-настоящее себя вновь не оправдала.

Бондарчук-режиссер, умело спрятавшийся от всех в «Обитаемом острове», не явил себя и в «Схватке», ограничившись функциями постановщика-баталиста, с должным рвением и усердием выполняющего поставленную перед ним задачу (здесь – погоня, там – драка, а вот тут, пожалуйста, взрывов да побольше). Учитывая беспрецедентный масштаб постановки, подобная тактика автора-невидимки имеет право на жизнь, но только лишь в том случае, если компоненты фильма, замешанные не на творческом порыве, а на чистом ремесле, были бы выполнены на уровне хотя бы среднебюджетной голливудской продукции (иных сравнений и параллелей тут быть не может). Но ведь не срослось и с этим. Дилогия Бондарчука – это лишь амбициозная попытка побороться за зрителя на несвойственной российскому кинематографу территории, что само по себе, на уровне идеи, прекрасно и категорически похвально. Однако грандиозные планы надо доказывать делом, а по этой части: аляповатые спецэффекты, не твердо стоящая на ногах драматургия и до обидного скомканный финал. В рукаве режиссера-невидимки оказались лишь несколько очевидных стилистических заимствований и ровно два (в буквальном смысле) кадра, выбивающихся на фоне усредненности и тягостной монотонности приключений Максима.

Ожидаемый конфликт творца и постановщика обернулся подобием шахматного пата. Чуда не случилось. Мир наизнанку отказался прогибаться под Федора Сергеевича Бондарчука.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
Статьи
Байкер, боксёр, вампир, крокодил: Майкл Мэдсен после «Бешеных псов» — глазами Квентина Тарантино
3 июля 2025 года ушёл из жизни Майкл Мэдсен — культовый артист, мастер эпизода, король B-movies. Спустя почти месяц после его смерти Квентин Тарантино, для которого Мэдсен был не только актёром-талисманом, но и добрым другом, в подкасте «Pure Cinema» почти 4 часа говорил о Майкле. Режиссёр отобрал 10 самых интересных, по его мнению, фильмов и сериалов, в которых снялся Мэдсен после «Бешеных псов» — помимо больших студийных проектов, которые всем хорошо известны. Вслед за Тарантино KNMN бросается в тихий омут direct-to-video и телевидения второго эшелона, проинспектировав все рекомендации режиссёра (комментарии Квентина прилагаются)
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Рецензии
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Рецензии
Творческая катастрофа или будущая культовая классика? Айс Кьюб перед компом противостоит инопланетянам в «Войне миров»
Благородный шантаж и корпоративный шпионаж в триллере «Диспетчер»
Статьи
Эксперименты против стагнации: как Sony Pictures Animation победила Pixar на её же поле