Напившись в день рождения дочери О Дэ-Су попадает в полицейский участок. Он бросается на стражей порядка, плачет, истошно кричит. За ним приходит друг, собираясь доставить приятеля домой. По пути Дэ-Су звонит дочке из телефонной будки, обещая привести хороший подарок. Это будет последнее воспоминание, связанное с семьёй, маленькими радостями, обычной жизнью. Очнувшись в неизвестной комнате, обустроенной как неплохой гостиничный номер, Дэ-Су на протяжении 15 лет будет вынужден узнавать о событиях творящихся за стенами этого карцера из выпусков новостей. Многочисленные политические катаклизмы (гибель принцессы Дианы, теракты в Нью-Йорке) станут для него бессмысленными картинками на экране после оглушающего репортажа местной криминальной хроники – жена О Дэ-Су убита, судьба ребёнка неизвестна, главный подозреваемый – внезапно исчезнувший муж. Исписав две толстых тетради именами когда-то обиженных им людей, Дэ-Су по-прежнему будет находиться в неведении о целях своего загадочного надсмотрщика. Но, выйдя на свободу, вся его жизнь будет подчинена только одному – найти и уничтожить человека, придумавшего столь искусную форму пытки.
По фестивальному барометру «Old Boy» - один из самых ярких и заметных фильмов года. Ещё бы, ведь на Каннском кинофестивале за него голосовал сам Тарантино, называя картину шедевром осчастливившем его с ног до головы. Впрочем, дело тут совсем не в восторгах всеядного чудо-мальчика американского индепендента, волею прокатчиков превратившегося в главного просветителя отечественной публики. Режиссёр Чхан-Ук Пак (в английской транскрипции – Чан-Вук Парк) снял фильм, качество которого чувствуешь нутром. Магнетизм всего происходящего на экране зачастую не поддаётся холодному рациональному осмыслению. «Old Boy» - тот случай, когда рассуждать на тему «адекватной подачи материала» и тому подобных околокиноведческих сентенций не имеет смысла. Классический вопрос «как?», плавно перетекает в, куда более интригующий, «каким образом?».
Плодородной почвой для сценария послужил цикл японских комиксов манга под авторством маститого Цутия Гарона. В этом материале Чхан-Ук Пак увидел удачное смысловое продолжение своему «Сочувствие господину Месть» (2002). Сейчас режиссёр работает над последней картиной своеобразного триптиха посвящённого изучению не самого лучшего чувства человека. Отбросьте красивые истории о жестокой, но справедливой вендетте итальянских мафиози, благородном законе гор (кровь за кровь). Южнокорейский драйв лишён подобных сентиментальных отступлений. Режиссёр от души резвится, подсовывая неподготовленному зрителю всё новые и новые шок-сцены (поедание живого осьминога, вырывание зубов молотком, отрезание языка). В некоторых эпизодах брутальность достигает своего апогея, превращаясь из аттракциона в важнейшую составляющую сюжетной канвы. Положение спасают немногочисленные, но запоминающиеся микросценки наполненные юмором и иронией. Баланс ужасного и смешного, страшного и абсурдного рождают чувство жизненной правды в жёстких границах кинематографической условности.
Чхан-Ук Паку удалось зафиксировать генезис человеческого безумия, когда и без того тонкая грань, разделяющая homo sapiens’ов от животных, перестаёт выполнять свою единственную, генеральную функцию. И это не просто прилежное конспектирование наблюдаемого процесса. Режиссёр словно с секундомером в руках отсчитывает мгновения видимой нормальности, постоянно заигрывая с прорывающимся гневом и местью. О Дэ-Су – всего лишь лабораторная мышь в руках Чхан-Ук Пака.
Вопрос о природе используемых режиссёром смысловых конструктов так и останется открытым. Лежащие на поверхности ингредиенты связаны между собой куда более тонкой и незаметной субстанцией. Именно она открывает фильму прямую дорогу в святые пенаты культового кино начала XXI века. Что ни говори, а на подобные вещи у Тарантино вкус отменный.
Рецензия на фильм «Олдбой»

Oldboy
/
, ,
Главные темы
Смотреть все
Невыносимая легкость бытия: «Девственницам-самоубийцам» Софии Копполы 25 лет
В апреле 2000 года вышел в прокат полнометражный дебют представительницы элитной киносемьи. KNMN вспоминает редкий фильм, обладающий сразу двумя саундтреками — и рассказывает о роли музыки в жизни и карьере его создательницы

Связь прошлого, будущего, музыки и крови в «Грешниках» Райана Куглера

Драки, погони и казни преступников в корейском экшене «Мститель: Игра на выживание»

Шум, ярость и смертельный натиск: «Под огнём» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы и «Опустошение» Гарета Эванса