Рецензия на фильм «Отель Люкс»

Берлинские актеры Цайсиг и Майер изображают комический дуэт Гитлера и Сталина на сцене варьете, но к 1938 году вечера перестают быть томными, а шутки про двух усачей — успешными среди завсегдатаев в погонах. После особенно искрометного представления коммунист Цайсиг попадает сначала в подполье, а потом в концлагерь, тогда как Майеру удается покинуть Германию. Правда, вместо предполагаемого Голливуда он оказывается в Москве, где его принимают за личного астролога Гитлера и предъявляют сначала наркому НКВД Ежову, а затем Иосифу Виссарионовичу лично. Вскоре в Москве чудесным образом оказывается и Цайсиг. Накладные усы и реквизит у обоих с собой, и ближе к финалу артисты опять сыграют полюбившихся героев — на сей раз на самом высоком государственном уровне.


Как в свое время продемонстрировала комедия «Мой фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере», в умении лечить чувство исторической национальной вины посредством смехотерапии немцам нет равных. При этом стать самой смешной комедией хоть бы и недели у «Отеля Люкс» шансы невелики. Шутки не фонтан (самая, дабы определить общий уровень, ударная: случайно проглотившему пчелу эпизодическому персонажу из благих намерений перерезают горло), кроме того, для должного их усваивания желательна базовая политподготовка — а это уже завышенное требование к аудитории. Немалая часть действия происходит собственно в отеле «Люкс» (гостиница «Центральная» на Тверской), который в 1930-40-е действительно населяли бежавшие от фашистов деятели Коминтерна. Таким образом, в контексте недурно бы понимать, что трясущийся от страха (обоснованного: постояльцев всякую ночь арестовывают) гражданин профессорского вида — будущий генсек ГДР Вальтер Ульбрихт, а подловатый персонаж с усами — главный болгарский коммунист Георгий Димитров.

На фоне этой смурной компании, бесприютной цифровой Москвы, населенной крысами и вахтерами и стилизованной под «Город Грехов», и шаткой любовной линии (оба героя симпатизируют живущей в отеле же голландской коммунистке-вамп) как родному радуешься Сталину. Вождь народов принимает героя в просторном санузле, во время разговоров включает воду, чтобы не прослушивали, пьет водку стаканами («как 1000 казаков на масленицу») и курит «Лаки страйк» («Трубка это реквизит»). Сталин у авторов картины получается вполне себе; с другой стороны, в одном из знаковых эпизодов убедительно дается понять, что изобразить его, при наличии грима, навыков и южного акцента, способен любой лысый актер с крупной головой — будь то Суханов в «Утомленных солнцем 2» или снявшийся в «Отеле Люкс» Валерий Гришко. Чисто композиционно картина напоминает «Бесславных ублюдков» (неспешный ритм, повышенная болтливость, энергичная концовка). Но у режиссера Леандера Хауссмана щи, понятно, куда как попроще. Ловко задуманный финальный финт мог бы обернуться альтернативным вариантом истории, по-своему не менее эффектным, чем убийство Гитлера в парижском кинотеатре. Однако автор аккуратно сводит перспективную идею к анекдоту, опасаясь, что не поймут — может статься, что и справедливо.

Поделиться
Читайте нас в Telegram И будьте в курсе свежих материалов
нашего сайта (и не только)

Читайте нас в Telegram

Главные темы

Смотреть все
Безмолвный крик в космосе: ксеноморфы, теология и корпорации во франшизе «Чужой»
Статьи
Безмолвный крик в космосе: ксеноморфы, теология и корпорации во франшизе «Чужой»
В этом месяце на стримингах стартовал сериал «Чужой: Земля» – новая глава в длинной саге о борьбе людей с расой ксеноморфов, обожающих селиться в грудных клетках. KNMN вспоминает основные этапы развития «чужой» вселенной, охватывающие уже без малого полвека – от монументальных работ Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона до подзабытых (но по-своему обаятельных) кроссоверов с Хищником
Шпионский еврокрайм оживает как поле гипноза и насилия в «Отражениях мёртвого бриллианта»
Рецензии
Шпионский еврокрайм оживает как поле гипноза и насилия в «Отражениях мёртвого бриллианта»
Шпионский еврокрайм оживает как поле гипноза и насилия в «Отражениях мёртвого бриллианта»
Рецензии
Самара Уивинг и ограбление казино в «Эники-Беники»
Шпионский еврокрайм оживает как поле гипноза и насилия в «Отражениях мёртвого бриллианта»
Рецензии
Низкий юмор, патриотизм и соперничество с Голливудом. Что надо знать о самом успешном мультфильме в истории