Анатоль «Жа-Жа» Корда (Бенисио Дель Торо), один из наследников большой финансовой империи и сам по себе удачный бизнесмен, воспитывался отцом довольно строго, из-за чего и со своими сыновьями обходится так же. Пока Анатоля постоянно пытаются убить наёмники, дети живут в интернате напротив его дома и не рассчитывают на наследство. Но всё меняется, когда к Жа-Жа приезжает его дочь Лизл (Миа Триплтон), собиравшаяся стать монахиней — он собирается ей передать все свои дела.
Грандиозные планы по постройке сразу нескольких объектов инфраструктуры в вымышленной Финикии идут под откос, когда из-за заговора мировых правительств поднимается цена на болты и Корда рискует обанкротиться. Вместе с Лизл и энтомологом Бьорном Лундом (Майкл Сера), которого он переназначает из преподавателя своих сыновей в личные ассистенты, он отправляется по инвесторам в надежде спасти своё состояние.

По состоянию на 2025 год каждый новый фильм Уэса Андерсона уже не встречает бурных откликов и про них принято говорить, что они сняты в его обычном стиле. После досадного промаха во «Французском вестнике» стало легче относиться к автору с пренебрежением — и из-за этого многие не заметили тот радикальный разворот, к которому режиссёр пришёл пару лет назад. Нарочито театральный «Город астероидов» и вышедшая следом антология «Чудесная история Генри Шугара» показывали новый мир: всё ещё тщательно продуманный и обставленный, но теперь гораздо сильнее опирающийся на условности, герметичный и замкнутый на себе. «Финикийская схема» — как раз продолжение этого радикального проекта, в котором, надо сказать, уровень экспериментальности оказался чуть снижен.
Нововведения оказались в другом: кажется, впервые у Андерсона главным героем становится неприятный человек, агент хаоса, дестабилизирующий мир вокруг и, в отличие от многих других героев автора, не пытающийся (до поры до времени) его понять. Вдохновленный магнатами прошлого Корда может казаться воплощением социальной критики, учитывая, что мир сейчас в очередной раз сидит на пороховой бочке — но слишком погружённый во вневременное режиссёр, скорее всего, не замахивался на комментарий о настоящем.

Не в последнюю очередь потому, что на этот раз Андерсон и его соавтор Роман Коппола в качестве источника вдохновения берут не самые серьезные вещи. Речь не о биографии нефтяного магната Галуста Гюльбенкяна, а о бульварном чтиве. После Стефана Цвейга, Роальда Даля, Сэмюэля Беккета и Гарольда Пинтера грошовые шпионские романы становятся подходящим фундаментом для перезагрузки — и позволяют несерьёзно относиться к происходящему на экране.
Это помогает поверить в условность происходящего и не думать о том, что перед нами самый кровожадный фильм режиссёра, начинающийся буквально с того, что человек разрывается пополам. Люди умирают тут под Стравинского и саундтрек Александра Деспла — лучший у него за годы и напоминающий о работах Бернарда Херрманна для Альфреда Хичкока. Необходимый саспенс появляется, но игра со стилизацией и теперь уже классическая для Андерсона театральная отрешённость (а также невозмутимый тон, с которым говорят все его герои) не дают здесь испугаться по-настоящему.

И это при том, что темы здесь поднимаются довольно тяжёлые — после одной из авиакатастроф Корда начинает задумываться о смерти, которой прежде никогда не боялся. Его походы к инвесторам становятся в итоге не расчётливым бизнес-ходом, а поводом для встречи с друзьями и семьёй, после того как осознаешь свою конечность. Это роман перевоспитания — во многом карикатурный, частично нелепый, но предельно серьёзный во всём, что касается по-настоящему важных вещей.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
По мере того, как мы проникаемся персонажем, которого точно не хотели бы видеть в сегодняшних новостных сводках, Корда становится лучше — и его связь с дочерью становится всё плотнее. Всегда предельно точный и безжалостный к семейному вопросу Андерсон не только в очередной раз показывает, что молодое поколение, возможно, лучше знает, как жить, но и даёт нам ключ к решению: достаточно просто поговорить и понять друг друга. Довольно очевидная мысль всё ещё требует повторения, и кажется неслучайным, что фильм вышел близко к американскому Дню отца: сентиментальность и понимание по отношению к запутавшимся взрослым здесь очень высоки. Поговорите со своим отцом — возможно, вы всё-таки поладите.