Гарольд Крик – сотрудник налогового управления. Его стихия – цифры. Каждое движение, шаг, действие Гарольда проанализировано и высчитано с точностью до секунды. Он пунктуален, аккуратен, миролюбив. Эту своеобразную идиллию нарушает женский голос, комментирующий поступки и даже мысли (!) Крика. Удостоверившись, что это не шизофрения, Гарольд начинает искать ответы. Оказывается, голос принадлежит известной писательнице Карен Эйфель, пишущей роман о жизни… Гарольда Крика. Проблема заключается в том, что Эйфель специализируется на трагедиях. А в трагедиях, как известно, участь главного героя предрешена с самого начала…
Творческие тандемы Кауфман-Джонз («Адаптация») и Кауфман-Гондри («Вечное сияние страсти») приучили нас к тому, что подобного рода сюжеты могут появляться исключительно в результате их совместной работы. Режиссёр Марк Форстер и сценарист Зак Хельм доказали обратное. При этом новоявленный дуэт трудно упрекнуть в копировании или подражательстве. Скорее, Форстер и Хельм вступили на территорию, которая до этого безраздельно принадлежала упомянутому триумвирату. Форстер, за плечами которого ряд ярких, «индивидуальных» работ, и не собирался играть в пародии и дешёвые имитации. «Персонаж» – отнюдь не перепев ещё незабытого, а скорее развитие уже известного.
При очевидной синонимичности исходных данных, картина Форстера не лишена самобытности и оригинальных (прежде всего режиссёрских) штришков. Профессор литературы Жюль Гильберт, решивший помочь Гарольду в поисках писательницы-демиурга, дал точную характеристику не только жизни Крика, но и определил жанровые границы «Персонажа»: местами трагедия, местами комедия. Неминуемая в таких случаях романтическая линия (робкий холостяк Гарольд влюбляется во взбалмошную анархистку Ану Паскаль), добавляет остроты как «грустной», так и «весёлой» составляющей фильма. Режиссёр не доводит ситуация до абсурда (чего можно было ожидать от Джонза или Гондри), а умело совмещает фантасмагоричность и быт.
Центральный message «Персонажа» довольно прост и неоригинален: цените жизнь, спешите любить, оставляйте право выбора за собой. Каждый второй фильм несёт в себе эти затёртые до банальности мысли, что, впрочем, не отменяет их истинности. Режиссёрская задача здесь сводится к подаче материала, чтобы захватило, а что-то и на ум пошло. Форстеру это оказалось вполне по силам. В жёстких рамках мейнстрима это маленький подвиг, шире – со вкусом выполненная работа. «Персонаж» – тот случай, когда конечный результат соответствует заявленным амбициям. Редкая, по сегодняшним временам, гармония…