Рецензия на фильм «Последний поцелуй»

«Последний поцелуй» Кена Лоуча открыл VI Фестиваль Британского кино в Москве - и так задумано. Лоуч - один из самых последовательных кинозащитников всех униженных и оскорбленных, преданный заступник рабочего класса. Кому как ни ему (кстати, он старше всех режиссеров программы) быть знаменосцем сегодняшнего британского кинематографа, в котором к тому же резко обострилась социальная тематика.

  Если признать, что народы - это краски мира, то Кен Лоуч снимает поистине <цветное> кино: его фильмография последних лет - своеобразная кунсткамера межнациональных противоречий. В картине «Хлеб и розы» (2000) бедная мексиканка, нелегально приехавшая в США, борется за свои права и вступает в профсоюз. В короткометражке, посвященной теракту 11 сентября, из уст чилийца, живущего в Британии, звучит обвинение в сторону американцев, бывших причиной государственного переворота в Чили и прихода к власти Пиночета в 1973-м. В «Последнем поцелуе» (английское название фильма - фраза из стихотворения Дэвида Бернса, из-за чего переводчики потеряли немало крови) любовь двух людей разных культур и вероисповеданий наталкивается на стену из предрассудков.

  Пакистанец-мусульманин Касим, ди-джей, влюбляется в католичку Розин, учительницу музыки, но не может жениться на ней, если не хочет навлечь позор на свою семью. Его возлюбленную выгоняют с работы из-за жалобы священника на ее предосудительное  поведение - связь с Касимом. С каждым новым препятствием герои все лучше понимают, что им противостоят не одни лишь семья Касима и католический священник, а целые культурные механизмы, и сломать один предрассудок - значит поколебать целую систему.  На стыке двух таких социальных систем мы вдруг перестаем видеть их различия и замечаем одно сходство: пагубную инертность и приверженность традициям, подминающую под себя жизнь отдельного человека.

Лоуч снимает не только про простых людей, но и для простых людей. Многолетний опыт создания телесериалов, наверное, сказывается в том, что смелость англичанина проявляется только в выборе темы и не распространяется на формальную сторону его работы. По форме же «Последний поцелуй» незамысловат и слишком телегеничен, из-за чего не дотягивает до статуса мультикультурной версии «Ромео и Джульетты», как его поспешили окрестить. Однако, в любом случае, фильм Лоуча задает тональность настоящему фестивалю и отчасти всему Британскому кино.

Поделиться