Рецензия на фильм «Превосходство»

Гениальный учёный Уилл Кастер (Джонни Депп), положивший жизнь на разработку и создание искусственного интеллекта, ранен представителем околонаучной секты, считающей любую современную технологию воплощением зла. Бандитская пуля содержала полоний, а это значит, что дни Кастера сочтены. Жена Уилла Эвелин (Ребекка Холл) не может смириться со скорой потерей и вместе с другом и коллегой Максом Уотерсом (Пол Беттани) разрабатывает план по переносу сознания мужа в сверхсовременный компьютер. Дерзкий эксперимент оказывается успешным, мгновенно порождая множество вопросов. Подключившись к Интернету, компьютерная инкарнация Кастера получает доступ к безграничному объему информации, и, что пугает больше всего, не собирается останавливаться на достигнутом... 


На капитанском мостике этого своеобразного переосмысления культового «Газонокосильщика» оказался Уолли Пфистер, друг, брат, товарищ и постоянный оператор Кристофера Нолана. Магия имени последнего настолько велика, что от «Превосходства» изначально ожидалось чуть больше, нежели банальное развлечение. На это всячески намекали внушительный кастинг, пусть не оригинальный, но интригующий сюжет, и то простое соображение, что верный соратник Нолана не имеет права на провал. Любая магия, впрочем (о чём шла речь в том же «Престиже»), имеет обратную сторону, зачастую совсем неприглядную. Именно это — и только это — режиссёрский дебют Пфистера и продемонстрировал. 

Когда в отлаженном механизме барахлит или западает одна деталь, ставящая под сомнение цели и задачи всего действа — это злополучно, но не смертельно. Значительно хуже (случай «Превосходства»), когда за механизм выдают случайный набор разнокалиберных запчастей, изначально не предназначенных для совместного времяпрепровождения. Режиссёр Пфистер, как и любой другой амбициозный дебютант, пытается вместить в своё детище максимальное количество смыслов, не тратя время на объяснения и хотя бы минимальную проработку персонажей. В «Превосходстве» всё движется как бы само по себе, не усилием авторской воли, а скорее вопреки ей. 

При таком положении дел всерьёз обсуждать мотивацию главных героев и, мягко выражаясь, спорность многих поступков — наивно и глупо. Единственное, в чём не откажешь Уолли Пфистеру, так это в храбрости. Взять на поруки $100-миллионный фильм с шестью полноценными звёздами в главных ролях — серьёзная ноша. Но, как показал результат, в обозримом будущем лучше вернуться в объятия коллеги Нолана, магия имени которого в случае с «Превосходством» оказалась совершенно бессильна.

Поделиться