Гриша (Юрий Вершинин) радостно прожигает свою молодость на вечеринках и особо не думает о будущем. Пытаясь оправиться от расставания с девушкой и придумать, как сообщить своей маме про отчисление из университета, герой отправляется к бабушке ждать у моря погоды. В перерывах между размышлениями над своими проблемами, он находит у родственников фотографии и кассеты из девяностых. В семейном архиве, помимо кадров со свадьбы родителей и бытовых зарисовок, парень обнаруживает снимки таинственного незнакомца и своего ровесника. Чтобы разобраться во всем, Гриша выбирает нестандартный подход — он решает снять фильм-расследование о неизвестном мужчине и связанной с ним истории взлёта и падения интернет-стартапа.
«Ровесник» год путешествовал по различным фестивалям и только недавно добрался до широкого проката. Дебют Федора Кудрявцева соткан из игры с визуальным языком, а на большом экране во всю раскрывается палитра разнообразных приемов. Это фильм внутри фильма, а точнее — коллаж из якобы найденных видеозаписей с VHS-кассет, коротких роликов, снятых на айфон, вставок в манере видеоклипа, кружочков из мессенджеров, скриншотов переписок и различных фотографий. Несмотря на необычный и экспериментальный формат повествования, сам проект смотрится легко благодаря хулиганскому юмору и непринужденной атмосфере любительского детектива с элементами видеоблога.
Повествование в расследовании построено вокруг интервью с четырьмя свидетелями и соучастниками неудавшегося стартап-проекта. Егор (Александр Яценко) разбогател и живет припеваючи, Матвей (Сергей Аброскин) кардинально изменил свою жизнь, уйдя из бизнеса в монастырь, а Архип (Даниил Спиваковский) словно так и остался заложником ушедшей эпохи. Последний голос – женский, он принадлежит Александре (Анна Михалкова), для которой разговор на камеру подобен соли на открытую рану. Для омоложения актёров применялась технология DeepFake, использованная на молодых дублёрах. Все её несовершенства отлично скрываются за шероховатостями VHS, аккуратно маскирующими эффект «зловещей долины» и другие недостатки. Поэтому молодые Яценко и Михалкова на кассетных записях выглядят вполне естественно, а нейросеть не режет глаз.
Мокьюментари с помощью стилизаций под винтажную запись не только прекрасно передает вайб прошлого, но и схватывает дух молодости — дерзкий, местами неловкий и беззаботный. Ролики из жизни Гриши не особо отличаются от видеохроники парней из девяностых, которые от нечего делать снимали, с какой попытки можно с лёту попасть штепсельной вилкой в розетку. Локации и времена меняются, а двадцатилетние остаются неизменными и живут лишь сегодняшним моментом. Герой воссоздает портрет юности предыдущего поколения, но с внезапными нотками печали по минувшим дням, ушедшим еще до рождения парня. Это ностальгия по периоду, в котором человека никогда не было. Будто тоска по лихому десятилетию стала неотъемлемой частью культурного кода. Гриша находит собственное отражение в своих ровесниках с видеозаписей, снятых в момент, когда реальность ещё не травмировала, а молодость прощала ошибки. История совершает очередной поворот по спирали, и видеокамера запечатлевает образы юности, даруя им своеобразное бессмертие. Те, кто не пережили эту эпоху, остались лишь на пленке с горящими надеждой глазами.
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
«Ровесник» – хамелеон, быстро меняющий свою внешность и визуальную форму. Но за всей эпатажностью и дерзостью скрывается простая история про молодость и её ошибки. В итоге получился проект, посвященный не глобальной рефлексии на тему девяностых и травмы (этого в отечественном кино сейчас в избытке), а ностальгии юного поколения по иллюзорному образу ушедшей эпохи. А сам фильм полностью отражает своего героя – шебутного, энергичного, саркастического, но вместе с этим и меланхоличного.