Рецензия на фильм «Рай»

Том Тыквер обратил на себя внимание широких слоев зрителей фильмом "Беги Лола беги", моментально заработавший расхожий ярлык "культовое молодежное кино". Его следующий проект "Принцесса и воин" такой же широкой известности не получил, однако заслуженно обрел любовь тех, кто любит хорошее некоммерческое кино, а Тома Тыквера стали считать одним из самых интересных молодых режиссеров Европы. Если судить по его следующей работе, не напрасно.

"Рай" это рассказ о жизни и смерти, о любви и мести, о преступлении и наказании. История о неудачнице-террористке (Кейт Бланшетт), решившей уничтожить человека, причастного к смерти ее мужа, а вместо этого взорвавшей четырех совершенно не виновных человек. История о молодом полицейском (Джованни Рибизи), влюбившемся в беззащитную красавицу и ударившимся в бега вместе с ней.

Фильм необычайной, феноменальной, всепоглощающей красоты - это первое что привлекает внимание. Не так важно, что показывают на экране - пейзажи Италии, словно сошедшие с картин и буквально дышащие спокойствием и гармонией, или же это просто медленный наезд камерой на руку Джованни Рибизи. Кадры длятся именно столько, сколько нужно, они самодостаточны и безупречны в своей простоте. Никаких все еще модных штучек, вроде замедленной съемки к месту и не к месту, клипового монтажа, подчеркнуто ярких красок, делающих картинку похожей на страницу глянцевого журнала. Естественность и простота, выписанная крупными мазками-движениями камеры, вот принципы создания практически идеального визуального ряда. Музыка под стать визуальному ряду - несколько скупых нот извлеченных из рояля, звучащие как капли дождя, бьющие по крыше, лишь усиливают печально-меланхолическое настроение фильма.

Кэйт Бланшетт - уникальная актриса, помимо актерского таланта, обладающая невероятным вкусом и чутьем на роли. При этом совершенно не боящаяся уронить свой статус "звезды" и готовая на экстремальный поступки, вроде стрижки под "ноль". Момент, когда ее героине сообщают, что погиб совсем не тот, кого она рассчитывала уничтожить пробирает до степени перехватывания дыхания. И слезинка, словно молния скользнувшая по ее щеке, не дает повода усомниться в совершенной искренности актрисы. Джованни Рибизи блестяще умеет играть неудачников, как в "Угнать за 60 секунд". Еще лучше получилось сыграть романтичного неудачника, осознавшего свое ничтожество и готового делать любые фатальные глупости, в том числе и организовывать побег для террористки. Получился один из самых романтичных и загадочных кинодуэтов за последние годы.

"Рай" стал одним из тех фильмов, что оставляют после просмотра чувство сходное с тем что испытываешь, когда просыпаешься увидев сон. Было или не было, вроде реальность, а вроде бы и нет - не важно. Странная история, изумительно рассказанная и сыгранная. Один из лучших фильмов за последнее время.

Поделиться