Шигеру работает на мусороуборочной машине. Изо дня в день вместе с напарником он собирает пластиковые пакеты и отвозит их на переработку. Изо дня в день проезжая вдоль залива он видит занимающихся виндсерфингом молодых людей и девушек. Однажды, выловив у берега моря сломанную доску, Шигеру решает заняться этим таинственным и привлекательным видом спорта. Починив спортинвентарь, он появляется на берегу и начинает свои занятия. Это вызывает насмешки и откровенные издевательства со стороны дворовой шпаны, гоняющей футбольный мяч по соседству. Но Шигеру на это наплевать. Наконец-то он нашёл дело, которое приносит ему истинное удовольствие. Постепенно он достигает успехов в управлении непослушной доской. В этом ему помогает девушка Такако каждый день приходящая к берегу моря. Ирония профессиональных серфингистов сменяется уважением к настойчивости и усидчивости Шигеру. Для него совсем не важны места на соревнованиях, похвала друзей и Такако. Больше всего Шигеру хочет услышать шум волн. За это он отдал бы всё…
Снимать фильмы о неполноценных всегда неимоверно сложно. С одной стороны, режиссёр должен адекватно передать внутренний мир своих героев (что по понятным причинам, заведомо трудно), с другой, ровно выстроить всю драматургию картины не влезая в подробности и проработку психологических портретов. Одним словом, прежде чем браться за работу над такого рода материалом стоит подумать. Такеши Китано подумал, и решил рискнуть. Сняв перед этим ряд жёстких гангстерских лент, режиссёр погружает зрителей в атмосферу маленького провинциального городка. Главные герои и не помышляют о насилии, всеми ними движут исключительно добрые товарищеские чувства.
В "Сценах у моря" почти нет диалогов. Да и откуда им взяться, Такако и Шигеру глухонемые. Нам только раз показывают, как они общаются друг с другом по средством пальцев и мимики. Всё остальное время они проводят, смотря на море. Шигеру думает о том, как обуздать волну, а Такако просто хочет находиться рядом. Простая незамысловатая история.
Такие фильмы невозможно представить без музыки. Так и здесь, кантаты Джо Хисаиши являются органической составляющей всего художественного полотна. Музыка помогает зрителю понять своих героев, заменяя продолжительные диалоги звучным проигрышем. Представить нечто подобное в картинах американских или европейских режиссёров, в известной степени, проблематично. Лишь азиаты, будь то Куросава или Кар-Вай, могут связать аудиальный и визуальный ряды в тугой неразрывный узел. Но, несмотря на все музыкальные ухищрения композитора, солирует в фильме, конечно же, шум моря. Собственно, море, и есть главный действующий персонаж фильма.
Снимать вот такие, простые, на первый взгляд, ленты, особый дар. Вместить в час тридцать молчаливого действа ощущение простого человеческого счастья, задача не из простых. Слишком велик соблазн скатиться в морализаторство или же, наоборот, надеть на себя маску безразличного Творца. Китано любит своих героев; он даёт им жить, переживать, надеяться. Шигеру с Такако расстались. Ещё одной несчастливой любовью закончившейся на берегу моря стало больше…