В день 40-летнего юбилея хореограф приглашает в танцкласс своих возлюбленных. Четырёх женщин, с каждой из которых связаны самые яркие моменты его, в общем-то, скучной жизни. Совместные воспоминания (больше напоминающие коллективную медитацию) рождают чувство светлой грусти об отживших своё любовных связях. Винят ли они друг друга? Скорее нет, чем да. Того, что случилось уже не отменить…
Затесавшееся в название картины слово «Sex» может удивить и даже напугать поклонников режиссёра. Неужто Махмальбаф решился на откровенный разговор (в духе многочисленных европейских кино-рефлексий последних лет) на столь интимную тему? Отнюдь. Sex у иранца совсем не секс, а половая принадлежность на уровне хрестоматийной гендерной психологии. Формулу Махмальбаф использует классическую: «мужчина +/- женщина = …». А вот ответ собственного изготовления, с восточной начинкой, которую до конца наш зритель вряд ли поймёт, вряд ли прочувствует, но наверняка к сведению примет, с удовольствием «изучит». С философией всё куда проще. Она у режиссёра не показная, не экспортная, а настоящая, своя. Может за этой легкостью и прячутся часы творческих раздумий и метаний, но на экране всё выглядит предельно правдиво. Махмальбаф неспешно историю рассказывает, подводит к «узловым» моментам, а настроение и присущая его картинам атмосферность сама выкристаллизовывается. Откуда? Как? Непонятно. Но и «философия» эта, естественно, не книжная, а житейская, которая вроде всегда рядом, у каждого кто немного пожил быть должна. Словом, название Махмальбаф выбрал, возможно, и «кричащее», но по содержанию очень верное, точное. По большому счёту, универсальная формулировка для любой стоящей экзистенциальной драмы.
Ещё одна особенность «Sex'a и философии», которую даже при большом желании нельзя не заметить – русская речь героев Махмальбафа. Фильм снимался в Таджикистане, но по-таджикски там две с половиной фразы. Сия деталь на восприятие увиденного конечно влияет: вроде всё тот же Махмальбаф, но в другой языковой окантовке, топологическом контексте. Нюанс этот не принципиален, но важен и значим.
Каждый фильм Мохсена Махмальбафа – своеобразная одиссея в загадочный и таинственный мир совсем иной культуры, в том числе и кинематографической. «Sex и философия» не исключение. Смотреть такие фильмы необходимо, но с чувством-толком-расстановкой, понимая, что перед тобой лента выделки редкой, «заморской». Впитывать такое кино лучше порционно, по индивидуальному «расписанию». Многим наверняка не понравится, что отчего-то не выглядит аргументом «против».