Рецензия на фильм «Солт»

Эвелин Солт (Анджелина Джоли), сотрудница ЦРУ с богатым оперативным прошлым, допрашивает русского перебежчика Олега Васильевича Орлова (Даниэль Ольбрыхский). Тот сообщает о готовящемся покушении на президента России, прибывшего в Америку на похороны вице-президента США. Орлов даже называет имя внедренного в ряды американских спецслужб агента, которому предстоит спустить курок. И зовут этого агента… Эвелин Солт. Угодив таким образом в ловушку (помимо своих, в стойку становится еще и контрразведка), Солт совершает головокружительный побег из офиса ЦРУ – то ли с целью доказать свою невиновность, то ли с намерением воплотить сценарий покушения в жизнь.

Кто такая Солт, разобраться, в общем-то, немудрено: на это уходят считанные минуты. А вот с фильмом «Солт» ситуация куда занятнее. С одной стороны, это махровый трэш с развесистой клюквой – да с такой, какую увидишь не в каждой поделке времен холодной войны. Вместе с тем, «Солт» – лихой аттракцион, которому не занимать ни драйва, ни фирменного голливудского лоска. Что, впрочем, неудивительно, поскольку за дело взялся Филлип Нойс – крепкий профи, набивший руку, в частности, на экранизациях романов Тома Клэнси о Джеке Райане. Ну, а о том, что Нойс еще и Автор с большой буквы (см. «Клетку для кроликов»), на время просмотра «Солт» лучше позабыть. Как забыл об этом и сам австралиец, выступив в качестве прилежного и мастеровитого исполнителя чужой воли: стремительно раскрутил действие (и даже заставил работать на динамику сценарные огрехи и логические нестыковки) да сыграл на экзотике, состряпав аппетитный сэндвич с антисоветчиной и тем самым сделав кино уморительно смешным для одной шестой части суши. На выходе получился эффектный и при этом простой в обращении шпионский экшн, не претендующий ни на драматизм нынешней бондианы, ни на реализм трилогии о Борне. Но, при всей непритязательности, у «Солт» все же есть тайное оружие – Анджелина Джоли.

Штука в том, что любое коммерческое кино с Джоли автоматически превращается в форменный exploitation: сюжет и демонстрация режиссерами профпригодности отходят, как и положено в подобных случаях, на второй, а то и на третий план. «Солт» по этой части показательнее своих предшественников (в различной степени бестолковых). Нойсу каким-то чудом удалось создать впечатление, что Анджелина практически не выходит из кадра, и неотступное следование камеры за светлым образом превращает просмотр почти что в акт вуайеризма: Джоли в северокорейской пыточной камере, Джоли чудит с огнетушителем, Джоли в вязаной шапочке, Джоли перекрашивается в жгучую брюнетку, Джоли пьет водку с товарищами по борьбе, Джоли, наконец, в мехах. Есть, есть еще место поэзии в суровой прозе голливудского конвейерного быта!

Поделиться