Рецензия на фильм «Теплая вода под красным мостом»

С легкой руки Ролана Барта землю народа Ямато ныне принято величать империей знаков. Фильм японца Сёхея Имамуры "Теплая вода под красным мостом" если уж не империя, то вполне себе благополучный семиотический анклав.

Сюжетную ось составляет история о "дакини": девице-красавице, которая путем сексуального контакта погружает ищущих просветления странников в пучины буддийской мудрости. Главный герой ленты - Йосуке. Он - "дзёхацу" (букв. испарившийся), а попросту говоря - лузер: жизнь - жестянка, бросила жена, выперли с работы. Полубезумный философ Таро рассказывает Йосуке о спрятанном им сокровище - золотой статуе Будды. Спрятан Будда в ночном горшке, в доме около красного моста. Не упомянул Таро только о сущем пустяке - обитательницах жилища. Пришлось Йосуке знакомиться с хозяйкой - Саеко - девушкой весьма и весьма непростой. Мать ее трагически погибла во время "синсена" - жертвоприношения богу Хотею; бабушка "камигакари": одержимая духами. Местный храм заказывает ей предсказания. Сама же Саеко на пике физического наслаждения извергает мощнейшие водяные потоки. От воды этой солнце блестит веселей, и рыбы в реке множатся. Понятно, что втрескался бывший архитектор в это диво-дивное по самые ушные раковины. Бросил кладоискательство и стал простым рыбаком. Бороздит морские просторы, сети расставляет, а Саеко ждет на берегу. С помощью зеркальца посылает сигналы о переполняющем ее чувстве, т.е. от телесных соков избавить требует. И все ведь хорошо сложится. Ну, немного ревности, щепоть взаимных обид - куда без них? - зато примирение радужно. Брызнет так, что каменные блоки содрогнутся, зимнее небо распорет радугой.

Название картины содержит легко узнаваемый культурный пигмент. В Японии окрашенные в ярко-красный цвет предметы являются атрибутом святилища бога "пяти злаков" Инари. Кроме того, в названии заложено ни больше, ни меньше как формула женского оргазма. Столь щекотливая тема подразумевает показ колышущихся мякотей, оркестрованный закадровым пыхтением. У Имамуры нагота элиминирована. Работает режиссер через намеки, полутона, через сообщество символических предметов. Тело не должно отвлекать от основного месседжа. Прямого и ёмкого: "жизнь - это пока у тебя стоит". Жизнь - это когда тебе хочется. Нуждается человек в свободной разрядке сексуальной энергии, а не в производстве материальных ценностей. Звучит почти по-хиповски только с хорошей теоретической подкруткой. Вспомним старину Райха с его сексуальной революцией. Или Маркузе с "Эросом и цивилизацией".

Как и на гравюрах древних мастеров "Теплая вода…" строится на сочетании двух смысловых планов: ближнего и дальнего. Оба призваны передать единство мира и его величие. Так, с ближней точки зрения различим автоцитатный крап. Мирные рыбаки ведут беседу, наблюдая за дерганьем поплавка. Один из них восклицает: "У меня - угорь!" Смекаем: отсылка к названию одной из самых известных картин Имамуры ("Угорь"). По городу бегает чернокожий студент местного института. Он готовится к марафону - здесь режиссер пародирует созданный им образ вечно снующего и одетого в белый костюм доктора Акаги ("Доктор Акаги"). Взаимноналожение реалий природы и человеческих судеб ведет исток от "Легенды о Нараяме".

Не оставит без внимания зритель и другие "благородные уловки" автора. Вот стоит Йосуке, посасывая сигарету, а рядом паук в паутине. Сигнал: попался герой, запутался. Далее Саеко роняет в магазине брелок с рыбкой, который подбирает незадачливый кладоискатель. Это указание на будущий род занятий героя. В заключительной сцене на зимнем небе появляется радуга. Это не только символ счастья, но и зрения (ви дения). Что предлагает увидеть Имамура? Сокровенное, дальнее. Не случайно золотой статуи не было и в помине. Ибо Будда - сама природа: в любой травинке, рыбешке, камешке сокрыто сокровище - пойди поищи.

"Теплые воды…" - семнадцатая лента Сёхея Имамуры. В свои "далеко за семьдесят" режиссер мастерства не растерял. Однако за Имамуру по-хорошему обидно. Его лента как цветок запоздалый по обе стороны океана не найдешь возвышенных и романтичных, которые отважились бы сменить стеклобетон на рай в рыбацкой хижине. Соцпакет на морской ветер и love making. Жаль.

Поделиться